В России будет разработана единая стратегия в области обеспечения безопасности беспилотного транспорта. О создании рабочих групп, которые займутся в том числе вопросами киберзащиты автономных транспортных средств, было объявлено на заседании государственной ассоциации «Автонет», созданной для объединения компаний-разработчиков беспилотных автомобилей. На данный момент, по мнению членов ассоциации, именно этот вопрос является ключевым препятствием для развития автономных технологий в нашей стране.
Исполнительный директор Ассоциации «Автонет» Владимир Колмаков уверяет, что у России есть не только перспективы для формирования рынка беспилотного транспорта, но и возможности занять заметную долю международного рынка. «До полностью беспилотного автомобиля осталось буквально 10-17 лет. Сейчас возникает вопрос, как России адаптироваться к этим системам максимально быстро и комфортно для нас, обезопасить наши дороги, наших граждан и сделать все возможное для развития этого сегмента автопромышленности», – утверждает Колмаков.
На заглавном кадре презентации технического советника директора Валентина Гравирова возникает кричащая надпись: «ЦРУ нацелилось на беспилотники». Эксперт напоминает о расследовании Wikileaks, согласно которому американское ведомство имеет доступ ко многим электронным устройствам, включая модули управления беспилотным транспортом. Кроме того, как и любое другое электронное устройство, беспилотник может быть подвергнут внешней хакерской атаке, утверждает Гравиров. Например, в конце прошлого года группа энтузиастов дистанционно взломала Jeep Cherokee и завела машину в кювет.
Сегодня, объясняет эксперт, автопроизводители используют несколько основных операционных систем для реализации в своих машинах информационных, развлекательных и телематических функций, а также для электронных систем безопасности. Условно защищенными можно считать те из них, которые не имеют выхода в интернет. Все остальные уязвимы. «Даже платформа QNX компании Blackberry, которая является самой распространенной операционной системой для автомобилей и считается самой надежной, имеет к этому определенные предпосылки. У нее защищенное ядро, но атака может происходить на уровне внешних модулей и сторонних приложений, управляющих различными бортовыми системами», – говорит эксперт.
Иностранные операционные системы имеют закрытый исходный код, и никто не знает, какие скрытые функции могут быть зашиты в него, говорит Гравиров. «Могут ли этим пользоваться спецслужбы? Да, конечно. Поэтому в России хорошо бы иметь собственные операционные системы», – уверен эксперт. В перспективе такое ПО можно будет ставить и на ввозимые из-за границы иномарки. На данный момент российский офис «Лаборатории Касперского» уже начал разработку защищенной операционной системы для промышленных и транспортных объектов, включая автомобильную электронику. Как заявили представители компании, операционная система создается «с нуля», не будет иметь чужих кодов и сможет выполнять только разрешенные действия.
При этом делать исключительно закрытую систему не имеет смысла, чтобы не оказаться в изоляции от мировых технологий, уверяет замдиректора центра стратегических инноваций ПАО «Ростелеком» Алексей Трачук. «Нельзя делать стандарт, который нигде в мире больше не будет принят. Российским компаниям надо включаться в этот процесс на мировом уровне», – отмечает эксперт. Не менее важным Трачук считает и вопрос безопасности инфраструктуры: «Уже сегодня мы видим эту закономерность в других отраслях. И, несомненно, должны тщательно прорабатывать этот вопрос в рамках развития рынка беспилотных автомобилей». В первую очередь, говорит эксперт, это касается функционирования беспроводных систем связи, без которых автономный автомобиль не сможет существовать.