Анатомия слухов: репутации на продажу — Росбалт

«Потерявших берега» местных «царьков» делают ответственными за все проблемы, которые разучилась решать центральная власть.

Премьер Дмитрий Медведев назначил новую руководительницу Федерального агентства по туризму (Ростуризм). Как сообщила пресс-служба правительства, ей стала бывшая сотрудница администрации президента Зарина Догузова, в свое время перебравшаяся в Россию из Южной Осетии. Последнее время Догузова занимала пост начальника департамента управления по общественным связям и коммуникациям администрации президента РФ, то есть, фактически была руководителем аппарата Дмитрия Пескова и отвечала за административную часть работы пресс-службы главы государства.

Это решение, как ходят слухи, связано с намерением взять под контроль государства доходы туризма и отодвинуть от этого главу Минкультуры Владимира Мединского. У него, как говорят, не самые теплые отношения с премьером. Многие слухмейкеры дружно прочили отставку Мединскому в начале 2018 года, после президентских выборов. Но нынешний глава Минкульта, которого Владимир Путин лично выбрал на эту должность, сумел усидеть.

Нынешняя версия насчет причин снижения веса Мединского строится вокруг того, что после чемпионата мира по футболу 2018 года туристический поток в Россию заметно возрос, другие же доходы бюджета продолжали снижаться, так что экономический блок правительства решил забрать прежде никому особенно не нужную компетенцию (а с ней и доходы) у Минкультуры.

5 февраля глава правительства Дмитрий Медведев с подачи министра экономического развития Дмитрия Орешкина подписал распоряжение об освобождении от должности главы Ростуризма Олега Сафонова, который руководил этим ведомством (вначале в статусе врио) с мая 2014 года. Туризм переходит теперь под Минэкономразвития, которое займется администрацией доходов от отрасли и ее развитием. Не случайно это совпало и с тем, что президент Путин в начале февраля поддержал идею введения электронных виз для краткосрочных поездок иностранцев в Россию. Ну, а еще одним бенефициаром переподчинения Ростуризма явно становится Дмитрий Песков, ведь именно его сотрудница ушла на повышение.

Между тем, пока бэкграунд Владимира Мединского работает против него, бизнесмен Евгений Пригожин, находящийся под американскими санкциями по обвинению в попытках повлиять на выборы в этой стране, использует свою куда более неоднозначную репутацию для дискредитации оппозиционера Алексея Навального. Ресторатор, которого также называют «поваром Путина», а также владельцем «фабрики интернет-троллей» и частной военной компании «Вагнер», как уже сообщалось в «Анатомии слухов», решил активно поучаствовать в предвыборной кампании Александра Беглова, который претендует стать полноправным губернатором Санкт-Петербурга уже без приставки врио.

Осенью Беглову нужно победить на выборах, а компаниям Пригожина необходимы городские заказы — так слухмейкеры объясняли информацию о том, что бегловскую предвыборную кампанию поведут пригожинские политтехнологи.

Потом к участию в петербургских выборах вдруг активно подключился оппозиционер Алексей Навальный. За пост губернатора Северной столицы ни он сам, ни его соратники, правда, бороться не собираются — речь идет об интересе к муниципальным выборам, которые совпадут с губернаторскими. Ради этого Навальный приехал в Санкт-Петербург, после чего в сети появились фото, которые якобы подтверждают, что останавливался он в отеле, расположенном недалеко от офиса Евгения Пригожина, и они оба выходили из одной двери почти в одно и то же время. По словам Навального, правда, никакого разговора между ними не было, однако Пригожин фактически подтвердил, что они якобы провели переговоры.

Кому в этом случае верить? Большинство наблюдателей склоняется к тому, что Алексею Навальному, потому что он в принципе в этой паре внушает большее доверие. Кроме того, для него такой неосторожный контакт с Пригожиным — удар по репутации. Если он и хотел действительно что-то важное обсудить с «поваром Путина», то наверняка сумел бы найти какой-нибудь менее токсичный способ, чем личная встреча в людном месте.

Что же касается Пригожина, то его команда пытается представить дело так, будто он «подставился» ради Александр Беглова, — помогая его предвыборной кампании, пошел даже на встречу с Навальным. Репутация у предпринимателя настолько плохая, что ему терять в реальности уже нечего. Встреться он хоть с агентами ЦРУ, это вряд ли удивит журналистов и политических комментаторов.

Похоже на то, что Пригожин решил имитировать встречу с оппозиционером, чтобы его дискредитировать. Это вроде атаки на Навального со стороны куда более состоятельного предпринимателя Алишера Усманова. Тот, напомним, согласно популярной версии, принял на себя удар, направленный Навальным на Дмитрия Медведева (речь об известном фильме с обвинениями главы правительства в коррупции). Тогда Усманов записал видеоролик с «ответом» Навальному, что действительно отвлекло на себя значительную часть внимания.

Теперь вот Пригожин, ничем даже особо не жертвуя, мог использовать тот же прием, чтобы защитить Беглова и, шире, — его предвыборную кампанию. Репутационных потерь никаких, Навальный вынужден оправдываться, уйдя в глухую оборону, а в плюсе — городские контракты и благодарность будущего губернатора и его покровителей.

Вообще, сообщения о странных действиях и возмутительных заявлениях чиновников, которые вроде бы бьют по репутации власти в целом, в последнее время стали появляться в СМИ как-то слишком часто. Неудивительно, что пошли и слухи о том, что центральные власти сознательно велели раскручивать эту тему в медиа, особенно когда дело касается региональных бюрократов.

Источник, близкий к администрации президента, подтверждает, что так дело и обстоит. Блок Сергея Кириенко, отвечающего за внутреннюю политику, якобы решает так задачу снятия ответственности с центральных властей за проблемы в социальной сфере и экономике, которые в последние месяцы стремительно нарастают и, скорее всего, будут усугубляться и дальше.

Нехитрая идея состоит в том, чтобы вытаскивать на всеобщее обозрение и правда «потерявших берега» чиновников, назначая их, а значит всю низовую бюрократию, ответственными за проблемы, которые центральная власть не хочет (или уже разучилась) решать.

Не исключено, что эта схема каким-то образом найдет свое отражение в послании, с которым Путин обратится к Федеральному собранию 20 февраля. Впрочем, эта речь и ее подготовка -— отдельная тема для политических слухов, которые точно будут множиться в ближайшие дни.

Иван Преображенский

Источник: rosbalt.ru

spacer

Оставить комментарий