Анатомия слухов: силовики под прицелом — Росбалт

Правительство готовит реформирование системы проверок и разрешений, так называемую «регуляторную гильотину».

Полицию предостерегают от избыточного применения закона «об оскорблении власти», уговаривая ее не наказывать граждан даже за насмешки лично над президентом, силовиков вновь пытаются лишить возможности «кошмарить бизнес», а экс-глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров эвакуируется из республики в министерство обороны.

В то же время, силовики пришли с обысками в автодиллерскую компанию «Рольф», чей создатель Сергей Петров до 2016 года был депутатом Госдумы от «Справедливой России» и считался одним из спонсоров системной российской оппозиции. Таким образом, «силовые» темы в слухах текущей недели доминируют, но нельзя определить какую-то общую тенденцию и сказать об очередном «закручивании гаек» или наоборот «оттепели».

Пришли за Петровым

В «Рольфе» появились оперативники ФСБ, как говорят из знаменитого отдела «К», и сотрудники Следственного комитета. Уголовное дело возбуждено СК по обвинению в фиктивных сделках с акциями компании, которые якобы позволили менеджменту вывести средства за рубеж. Сумма «претензии» — 4 млрд рублей, что для крупнейшего российского продавца автомобилей не так уж запредельно.

Кстати, менеджмент, точнее, основатель «Рольфа» Сергей Петров, и правда обнаружился потом за рубежом. Таким образом история один в один повторяет ситуацию с Давидом Якобишвили, основателем «Вимм-Билль-Данна», против которого тоже возбудили уголовное дело когда он находился за границей и, как ходят слухи, решение это изначально принималось тоже внутри ФСБ, а не Следственного комитета.

Петров известен тем, что финансировал оппозицию, в частности, партию «Справедливая Россия», депутатом от которой он был два созыва Госдумы. Причем, ходят слухи, что помогал он не только системным оппозиционерам, но и разнообразным «несистемщикам» и гражданским активистам. Так что обоснование «для своих» у силовиков наверняка готово. Уже в ближайшее время через какие-нибудь телеграм-каналы поползут слухи о том, что Петров финансировал какие-нибудь «неправильные» гражданские активности, например, экологические, причем наверняка вместе с американцами или по их просьбе. Эту нехитрую схему силовики уже много раз использовали для легитимизации возбуждения неоднозначных уголовных дел против бизнесменов.

Интереснее всего, впрочем, кто «заказал» Якобашвили и Петрова, если их дела связаны. Ведь в России уже привыкли, что такие действия начинают, чтобы захватить чужой бизнес. Однако пока никаких предположений на эту тему не прозвучало.

Оскорблять разрешается

Кремль якобы проанализировал применение закона об оскорблении власти и пришел к выводу, что он применяется совершенно неверно. Речь не должна идти о защите конкретных чиновников.

Эти слухи в целом подтвердил и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, который сообщил «Медузе», что правоприменительная практика закона должна жестко контролироваться. Правда, при этом корректировки самого документа не будет. Вместо этого по итогам консультаций с МВД в региональные подразделения полиции направят разъяснения по применению закона.

Вообще, создается ощущение, что Кремль хотел бы немного сузить предельно широкое понимание силовиками сегодня своих полномочий. Известно, скажем, что правительство готовит реформирование системы проверок и разрешений, так называемую «регуляторную гильотину», чтобы снизить их количество хотя бы в вдвое и вообще дать новый сигнал силовикам «не кошмарить бизнес». В ответ люди в погонах, явно сознавая свою корпоративную силу, обратились с просьбой их из этой реформы «исключить», пусть реформируют пожарных и разный там санконтроль.

С просьбой не снижать их влияние, в правительство обратились даже три министерства: Минюст, Минфин и Минпромторг. Так, о том, что к ним у бизнеса якобы нет никаких претензий, заявили девять контрольных, в том числе, «силовых» органов: Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, ФСБ, Росгвардия, Росфинмониторинг, Росздравнадзор, Ростехнадзор, ФНС, ФАС и Росалкогольрегулирование.

В ближайшее время станет понятно, насколько они в состоянии пролоббировать свои интересы. Скорее всего, административного веса, чтобы «уйти из-под гильотины» у большинства из них хватит, не так уж и силен премьер Дмитрий Медведев, даже если в этой истории он опирается поддержку президента Владимира Путина. В конце концов, почти все эти конторы имеют и политические функции, вроде регистрации Минюстом так называемых «иностранных агентов». И этого уж точно никто отменять сейчас не станет.

Евкурова забирают в Москву

Федеральные власти решили назначить в Ингушетию нового главу республики и попытаться разрешить там затянувшийся кризис, начавшийся с уточнения административной границы с Чечней. Ингуши восприняли это как неравноправную сделку, и в республике сформировался широкий круг недовольных Юнус-Беком Евкуровым традиционных институтов, в том числе, например, Совет тейпов, которому недавно приостановили регистрацию. Последовавшая затем вторая волна протестов была жестко подавлена. Сперва организаторам митингов в Назрани пообещали согласовать новые мероприятия, а затем большинство было попросту задержано под разными предлогами и против них были возбуждены уголовные дела. В республику вошли силовики из других регионов.

И все же, несмотря на формальную победу Евкурова, противостояние продолжается. Его популярность в республике низка. Даже местные силовики недовольны тем, как он повел себя в противостоянии с Чечней.

В то же время Евкуров выполнил то, чего от него хотел в тот момент федеральный центр. Поэтому и появились после его отставки слухи, что Кремль не только принял решение оформить уход ингушского главы «по собственному желанию», но и сразу же подобрал ему новый пост — бывший руководитель Ингушетии станет замминистра обороны.

На его же место приехал новый врио: Махмуд-Али Калиматов который последние годы был руководителем управления Росприроднадзора в Самарской области, а до этого работал советником губернатора того же региона, прокурором Самары, но главное — в промежуток с 2004 по 2007 год трудился прокурором Ингушетии в президентство Мурата Зязикова.

Сильны слухи, что и Калиматов — временная фигура. Выборы главы республики здесь, как везде на Северном Кавказе, проводит парламент, и туда, якобы внесут более удачную кандидатуру, например, Алихана Цечоева, который сейчас является полпредом Ингушетии в Москве. Он и моложе, да лоббирует его якобы сам Евкуров.

Хотя Ингушетия и самый маленький по площади субъект Российской Федерации (если не считать Москву и Санкт-Петербург), лоббистов, заинтересованных в том, чтобы посадить туда «своего» руководителя хватает. Так что, скорее всего, это не последние слухи о том, кто сможет стать настоящим преемником Евкурова.

Иван Преображенский

Источник: rosbalt.ru

spacer

Оставить комментарий