Хотя Владимир Путин продолжает перетасовывать губернаторов, на первый план снова выходит внешняя политика.
Главная новость первой недели октября — отставка губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко и замена его на бывшего полпреда президента Александра Беглова. Эту перестановку так много раз обещали разнообразные источники в Кремле и около него, что реакция на нее общества, можно сказать, давно «отыграна».
Беглов не первый год возглавлял список претендентов на пост главы Северной столицы. Так что в этом смысле Кремль, как уже писал «Росбалт», продолжает проводить в отношении регионального руководства ранее избранную политику. Речь идет о совмещении пожарных мер в нестабильных регионах, вроде Хакасии, где Владимир Путин предложил весьма неожиданного врио губернатора, с давно запланированными кадровыми перестановками, никак не связанными с потрясениями в российской внутренней политике.
Что касается Полтавченко, то он, по мнению большинства экспертов, отправляется на почетную пенсию. Теперь уже бывший градоначальник вместо министра промышленности Дениса Мантурова возглавит совет директоров Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). То есть «заслуженную пенсию» ему обеспечивает условный клан главы «Ростеха» Сергея Чемезова, который, как считается, контролирует сейчас ОСК.
Поскольку назначение Беглова давно ожидалось, а Полтавченко после отставки вроде бы из большой политики уходит, слухи по итогам этого кадрового решения связаны скорее с предстоящими в 2019 году выборами губернатора Санкт-Петербурга и влиянием, которые они могут иметь на федеральную политику. Речь, в частности, о намерении Ксении Собчак в них поучаствовать — вновь в качестве условного кандидата от оппозиции, как это было на президентских выборах 2018 года.
Это ее решение некоторые слухмейкеры связали сразу со слухами о готовности Кремля дать добро на возбуждение против оппозиционера Алексея Навального теперь уже «настоящего» уголовного дела. Слухи об этом пошли после его второго задержания и административного ареста на 20 суток за организацию протестных акций 9 сентября. Теперь они резко усилились — якобы это может быть связано с твердым решением внутриполитического блока администрации президента, несмотря на безусловный провал Собчак на президентских выборах, все же реализовать идею создания системной условно либеральной партии.
Эта версия и требует демонстрации силы — реального тюремного срока для Алексея Навального. В Кремле также якобы опасаются, что оппозиционер, оказавшись надолго на свободе, сможет возглавить протесты против повышения пенсионного возраста, которые не только не закончились, но и, напротив, имеют все шансы стать более мощными.
Что касается губернаторских выборов, то самая странная ситуация сложилась в Хакасии. Владимир Путин назначил там нового исполняющего обязанности главы региона — Михаила Развозжаева, который ранее работал заместителем министра по делам Северного Кавказа, а до этого занимал пост замглавы администрации Красноярского края. Теперь ходят слухи, что второй тур там вообще отменят и будут назначены новые выборы, в которых и примет участие Развозжаев.
Условия для такого сценария почти созданы. Кандидат от «Справедливой России» Андрей Филягин, который сменил в списке участников второго тура отказавшегося от дальнейшей борьбы экс-губернатора Виктора Зимина, также снял свою кандидатуру. Теперь, в теории, второй тур в Хакасии должен состояться 21 октября и помимо победителя первого тура коммуниста Валентина Коновалова в нем должен участвовать кандидат от «Партии роста» Александр Мяхар. Но ходят слухи, что все идет к тому, что и этот кандидат откажется от борьбы. Тогда в бюллетене останется только один Коновалов, которому, согласно имеющемуся на такой случай закону, для победы нужно будет получить поддержку более половины проголосовавших.
Однако чтобы не доводить дело до такой «электоральной экзотики», как борьба кандидата во втором туре самого с собой, власть может пойти на назначение новых выборов, дав тем самым возможность Развозжаеву включиться в гонку и стать полноправным главой региона.
Собственно, это будет практически та же схема, по которой власти работают в Приморье, руководить которым в статусе врио Владимир Путин назначил экс-губернатора Сахалина Олега Кожемяко. Он примет в новых досрочных выборах, поскольку итоги второго тура, а вместе с ними и выборов губернатора вообще в Приморском крае были отменены после скандала из-за фальсификаций.
На победу Кожемяко, как ходят слухи, уже работает как минимум четыре команды ведущих московских политтехнологов, нанятых как им самим, так и президентской администрацией. При этом врио губернатора стремительно проводит отставки и назначения в регионе, готовя его к выборам.
Впрочем, избирательная тема сейчас не единственная из тех, что на слуху. Владимир Путин заявил, что для России было бы хорошо, если бы все желающие сразу ввели против нее все санкции, потому что это дало бы «возможность использовать все инструменты для защиты своих интересов». Многими это было прочитано как угроза применения военной силы и сигнал об ужесточении внешнеполитического курса.
Как раз в начале октября президент вначале отправил в отставку главу своего управления по внешней политике Александра Манжосина, заменив его на «специалиста по англосаксам» Игоря Неверова. А затем переформатировал управление по социально-экономическому сотрудничеству с государствами — участниками СНГ, Абхазией и Южной Осетией просто в управление по приграничному сотрудничеству.
Глава этого управления (и старого, и нового — переименованного) Олег Говорун считается едва ли не правой рукой куратора российской политики в отношении Украины и Донбасса Владислава Суркова. С учетом этого, можно сказать, что все подконтрольные России режимы, а также бывшее «ближнее зарубежье» теперь обозначены еще проще — это просто российские приграничье.
Самостоятельность этих территорий, если так оценивать это переименование, воспринимается достаточно условно и, судя по резкости заявления Владимира Путина, Кремль требует от Запада признания этого факта. Правда, надо заметить, не в первый раз. И какой бы жесткости ни звучали заявления из Москвы, на позиции США и ЕС в отношении России они пока никак не отражались.
Иван Преображенский
Источник: