Анатомия слухов: у Кремля проблемы от Солсбери до Хабаровска

Налицо столкновение совершенно разных картин мира, которые сложились в головах федеральных и региональных элит.

Главной темой середины сентября стало сенсационное появление в эфире Russia Today двух россиян — Боширова и Петрова — обвиняемых британской полицией в применении яда «новичок» в Солсбери против бывшего сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери. Вначале об этом парочке заговорил лично президент Владимир Путин, который сообщил, что российские власти выяснили все про людей, показанных британцами на многочисленных фото, но не собираются вмешиваться в их жизнь и ждут, что они сами свяжутся с прессой. Буквально на следующий день условные Боширов и Петров якобы сами нашли телефон главреда Russia Today Маргариты Симоньян и пришли к ней на интервью. «Условными» эту парочку можно называть потому, что полного и бесспорного сходства у выступавших в телеэфире с британскими фотографиями не наблюдалось.

Естественно, эта детективная история немедленно обросла десятками слухов. Большая часть из них политики не касается. Пользователи интернета, эксперты и журналисты обсуждают, являются ли Боширов и Петров гей-парой, могут ли они быть агентами ГРУ или другой российской спецслужбы, кто помог им найти Маргариту Симоньян и, наконец, могли ли именно они отравить Скрипаля и его дочь.

Однако некоторые слухи все же прорастают корнями в большую российскую политику. Например, говорят, что реальный уровень влияния спецслужб сейчас таков, что Маргарите Симоньян хотя и поставили задачу провести интервью с Бошировым и Петровым, но так и не разрешили встретиться с ними лично. Интервью якобы является результатом умелого монтажа, снято оно чуть ли не в разных помещениях, при этом сама главный редактор Russia Today общается с неким таинственным собеседником, который и подает ей реплики и повторяет запланированные ответы Боширова и Петрова.

Другой слух касается напрямую президента Владимира Путина. Якобы не зря именно он первым сообщил о том, что «солсберийская парочка» в ближайшее время выйдет на свет. По этой версии, операцию по «опубличиванию» Боширова и Петрова разрабатывал чуть ли не лично он сам. Он же планировал их «интервью», давая персонально указания и даже, возможно, находился в студии, где оно записывалось, чем и объясняется волнение Маргариты Симоньян и сбивчивые ответы россиян, обвиняемых британцами в попытке убийства Сергея Скрипаля и его дочери.

Якобы тогда же придумали добавить намек на возможную гомосексуальность пары Боширова и Петрова, что должно хорошо «продаваться» зарубежной публике и, разумеется, убедить россиян, что это никакие не чекисты. Этим, мол, и объясняется тот факт, что Владимир Путин, говоря о том, что два таинственных россиянина скоро должны проявиться, говорил это почти со смехом. Он как бы предвкушал эффект от всей этой несообразной истории.

Разумеется, выглядят эти слухи весьма недостоверно (впрочем, как и российская версия вояжа Петрова и Боширова в Солсбери). Однако стоит отметить, что само появление таких домыслов демонстрирует веру части публики в то, что российские власти, похоже, окончательно потеряли адекватность и с трудом понимают, как отреагирует мир и собственные граждане на то или иное их решение.

Этот же вывод, кстати, можно сделать и на основе тех слухов, которые возникли после фактического поражения власти во время прошедшего в минувшее воскресенье Единого дня голосования. «Единой России» удалось показать достаточно удачные результаты в среднем по стране, однако в ряде регионов партия потеряла большинство в законодательных собраниях, а в четырех субъектах федерации ее ставленникам придется принять участие во втором туре губернаторских выборов, потому что они не смогли победить в первом.

Ну и, наконец, в некоторых крупных и средних городах единороссы потерпели поражение как на мэрских выборах (там, где еще остались прямые), так и во время голосования по избранию городских депутатов.

Например, удар от КПРФ «Единая Россия» получила на выборах в заксобрание Ульяновской области. Естественно, сразу пошли разговоры о скорой отставке действующего губернатора Сергея Морозова. Возникновение этого слуха логично после такого поражения, каких у «Единой России» давно уже не было, даже несмотря на то, что выборы проходили на фоне дискуссии о повышении пенсионного возраста. Ведь другие губернаторы сумели же «натянуть» нужный результат.

Другое дело — слухи о переносе столицы Дальневосточного федерального округа во Владивосток из Хабаровска, где провластный кандидат в губернаторы Вячеслав Шпорт не смог победить в первом туре. На выборах 9 сентября он набрал всего 35,62% и занял второе место, тогда как поддержанный местными элитами его соперник, кандидат от ЛДПР Сергей Фургал, получил 35,81%.

Федеральный центр теперь грозит хабаровчанам утратой «столичного» статуса и отъездом во Владивосток аппарата полпреда в ДФО. По мнению кремлевских чиновников, это грозит серьезной потерей в лоббистских возможностях для Хабаровского края, тем более, что полпредом президента на Дальнем Востоке ныне является очень влиятельный в Москве вице-премьер правительства (по совместительству) Юрий Трутнев.

Регионалы, однако, комментируют эти слухи иначе. В доступных им медиа они публикуют материалы о том, что от отъезда полпреда Хабаровск только выиграет — федеральный центр меньше будет лезть в местные дела и выкачивать из региона ресурсы. Налицо еще одно столкновение совершенно разных картин мира, которые сложились в головах федеральных и региональных элит. Это очень показательное различие, даже при условии, что слухи эти так и останутся слухами.

Иван Преображенский

Источник: rosbalt.ru

spacer

Оставить комментарий