Галера Путина потеряла управляемость — Росбалт

Госдума во вторник чуть не стала местом для дискуссий, и президенту пришлось наводить порядок лично: во всяком случае, так это выглядело. Утром лидер ЛДПР Владимир Жириновский высказал предложение провести досрочные выборы в Госдуму и отменить прямые выборы президента, наделив этими полномочиями Госсовет, а депутат Валентина Терешкова инициировала поправку об «обнулении» президентских сроков для Владимира Путина. После этого стало известно, что глава государства лично приедет в Думу, чтобы выразить свое отношение к поправкам в Конституцию. В выступлении, которое теперь называют историческим, Путин заявил, что не поддерживает досрочные выборы в Госдуму, но зато готов одобрить поправку о своем праве снова избираться в 2024 году, — если это изменение одобрит Конституционный суд.

Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений, кандидат политических наук:

«Похоже, что совершается серия уже каких-то бессмысленных телодвижений, напоминающих то ли метания людей, находящихся в панике, то ли просто неконтролируемые движения самого тела, которое находится в агонии.

Что власти могут выиграть, заставляя нас идти на досрочные выборы, причем в условиях полномасштабного экономического кризиса, который в ближайшие месяцы будет только обостряться? Какой в этом смысл? Выиграть они ничего не могут. Они могут только дезорганизовать ситуацию.

Если это является частью некоего плана — то есть погрузить страну в хаос, — то опять-таки нужно видеть какой-то предполагаемый выход — в виде, условно говоря, „твердой руки“, которая потом наведет порядок и т. д. Но в сложившейся социально-политической конфигурации это тоже не просматривается. Поэтому, на мой взгляд, мы видим, что все возможные политтехнологические заготовки и одновременно интриги в верхах власти наложились друг на друга и начинают давать такие непредсказуемые результаты, когда принимаются решения, смысла которых не понимают ни те, кто их продвигает, ни те, кто за них голосует, ни даже те, кто их готовит.

Может быть, и „заготовка“ про избрание президента Госсоветом тоже имелась. Но, во-первых, это предложение не пройдет. Во-вторых, уже ни одно предложение не имеет никакого смысла, потому что они все меняются с точностью до наоборот, за считаные часы, иногда минуты.

Оценивать это с точки зрения политики невозможно. Здесь нет стратегического смысла, как нет смысла в броуновском движении. Его можно только наблюдать и фиксировать, а искать смысл в перемещении частиц незачем.

То же — по предложению „обнулить“ президентские сроки. Представьте: у вас впереди благополучно три с половиной года, в течение которых вы можете все подготовить и организовать так, как вам нужно. Особенно если учесть, что в России все сколько-нибудь серьезное делается очень медленно. И вдруг вы начинаете устраивать эту гонку. Ну, желание какой-то части правящих верхов оставить Владимира Путина навсегда тоже понятно. Опять же, я готов поверить, что Валентина Терешкова действует не от себя, а от какой-то команды, которая подсказала ей эту замечательную мысль. Но если эти люди хотят устроить государственный переворот, то пусть устроят, наконец.

В конце концов, если завтра Путин выступит и скажет, что „с этого дня я буду правителем России пожизненно, а также мои дети и внуки“, то, скорее всего, не случится ничего более катастрофичного, чем происходит теперь.

Если хотите устроить переворот — устройте, но если не хотите, то зачем эти постоянные попытки раскачать лодку то в одну, то в противоположную сторону? Я считаю, что это все — из-за отсутствия управляемости на самом высшем уровне».

Илья Гращенков, директор Центра развития региональной политики:

«Предложение о досрочных выборах Госдумы выдвинула та часть элит, которая поняла, что в случае трансфера власти в сторону Госсовета пошатнется вся правящая верхушка, к которой относят, в том числе, и Госдуму со спикером Вячеславом Володиным. И тогда „партия охранителей“ решила нанести удар по „модели Госсовета“, поставить шах кремлевской администрации, фактически „снизу“ инициировав голосование за досрочный роспуск Госдумы, назначение новых выборов и обнуление президентских сроков. Собственно, реакция Владимира Путина, который перечеркнул идею о досрочных выборах, говорит о том, что это была навязанная ему дискуссия.

Мне видится, что продолжается война, условно говоря, „партии системных либералов“ и „партии охранителей“ за то, каким будет будущее и как будут балансировать элиты. Партия, которая хочет, чтобы Путин правил пожизненно и потом, в случае ухода, передал бразды правления своему преемнику, никак не диверсифицируя власть, сегодня постаралась установить это „статус-кво“. И хотя досрочных выборов не будет, не исключены новые инициативы на тему борьбы за власть.

Понятно, что все эти хитросплетения под названием „трансфер“ решают две очень земные задачи. Первая: как избрать лояльную Госдуму, если падает уровень доверия к власти. Понятно, что ее можно избрать из более-менее лояльных ЛДПР, КПРФ и „СР“, но это все равно будет не такая гомогенная „единоросская“, которая может быть то бешеным принтером, то еще каким-то покорным инструментом. А тут еще рубль начал падать. Если курс упадет до ста рублей за доллар, то это вызовет новый виток инфляции, сокращение социальных программ, поэтому появилось мнение, что лучше сейчас провести выборы, пока избиратели более нейтрально настроены к власти.

Вторая задача — это обнуление персонально путинских сроков. И мы видим, что этого, очевидно, достигли. Мы видим, что Путину комфортнее было бы оставаться президентом, чем придумывать какие-то странные надстройки. По крайней мере, если даже он не соберется, в итоге, выдвигаться, главное — чтобы у него была свобода рук до конца в выборе вариантов.

Вот две основные задачи, а все остальное — это завуалированная элитная игра.

Конечно, чтобы распустить Госдуму, надо преступить конституционные нормы. Но мы поняли, что если очень хочется, то можно все эти нормы толковать совершенно свободно. Населению все равно, а со специалистами в Конституционном суде можно договориться.

Но вопрос оказался в том, что система к досрочным выборам не готова. Нет нормальных кандидатов. Набирать их в спешке? А ведь еще надо проводить выборы губернаторов, выборы ЗакСов. Предстоит более полусотни выборов по стране и еще голосование по Конституции. Если еще и выборы в Госдуму, то это очень большой стресс для менеджеров. Поэтому, думаю, что, взвешивая желание использовать еще не потерянный рейтинг и возможную горячку, было принято решение — лучше выбирать Госдуму в более сложных условиях, но с холодной головой, чем переизбирать ее вот так, неожиданно».

Максим Жаров, политолог, социолог:

«Идея досрочных выборов непосредственно связана с такими схемами транзита власти, которые сейчас пытаются досрочно запустить и сделать внутриполитическую ситуацию такой, чтобы Владимир Путин с той или иной схемой согласился.

Досрочные выборы в Госдуму — это следующая стадия операции трансфера после конституционных поправок. Соответственно, как мы видим, сегодня в Госдуме, как только возникла идея с досрочными выборами, сразу же появилось встречное предложение об обнулении Путину президентских сроков. На мой взгляд, это подтверждает версию, что вся эта игра с досрочными выборами непосредственно связана со схемами транзита власти после 2024 года.

Я думаю, мнение по поводу того, что партия власти могла бы удачно выступить на досрочных выборах, неверно. Сейчас „Единая Россия“ находится в полуразобранном состоянии. Совершенно не понятна ситуация с высшим руководством — кто там кому подчиняется. Какую роль играет Дмитрий Медведев, какую — Андрей Турчак, а какую — действующий внутриполитический блок администрации президента. Каким образом партия напрямую сообщается с президентом — тоже не ясно. В совершенном беспорядке находится региональная работа. „ЕР“ к досрочным выборам не готова, и даже сегодня поутру я видел сообщения от заместителя секретаря генсовета партии Сергея Перминова о том, что в „ЕР“ сценарий досрочных выборов не обсуждался.

Версия о попытке каким-то образом обогнать экономический кризис, устроив досрочные выборы в Госдуму в этом году, не выдерживает критики. Более того, если бы выборы, как сегодня предлагал Владимир Жириновский, состоялись 20 сентября, то КПРФ и ЛДПР получили бы голосов избирателей и мандатов депутатов больше, чем они имеют сейчас, в нынешней Госдуме».

Дмитрий Солонников, директор Института современного государственного развития:

«Сегодня было несколько странных идей озвучено в Госдуме: выборы президента через Госсовет и досрочные выборы Госдумы. Депутаты вообще славятся тем, что странные идеи выдают на-гора. И происходит это по нескольким причинам. С одной стороны, это может быть пробным шаром, чтобы посмотреть на реакции, а потом уже планировать реальные политические ходы. С другой стороны, кто-то хочет о себе погромче заявить, чтобы имя прозвучало в новостях. В данной ситуации, мне кажется, это, действительно, был некий пробный шар — пройдет или нет. Идея в том, чтобы нынешним депутатам попытаться переизбраться еще раз, пока не определены новые политические и экономические реалии в стране, пока нет серьезной волны кризиса и есть шанс, что в таком „блицкриге“, как избирательная кампания за полгода, удастся остаться на своих местах. То есть менять, ничего не меняя, — в этом и была идея.

Это явно не было согласовано с президентом и его администрацией, а также, наверно, со всеми остальными политическими силами страны. Далее депутаты Госдумы, думающие, конечно, прежде всего, о сохранении себя любимых в своих должностях, сначала это бодро поддержали. А после того, как выяснили, что президент не согласен с этой инициативой, так же бодро отказались, не рискуя выступать против мнения Владимира Путина.

Это продолжение прежних позиций. Мы видели, как на прошлой неделе депутаты не захотели принимать поправки, ограничивающие их возможности владеть собственностью за рубежом. На этой неделе думцы попытались провести поправку, дающую им возможность быстро переизбраться. Это и есть то основное, над чем депутаты работают — беспокоятся, прежде всего, о себе и о своем будущем».

Дмитрий Ремизов

Источник: rosbalt.ru

spacer

Оставить комментарий