Можно ли запретить будущее?

Запрет анонимайзеров, VPN и других средств, помогающих обходить блокировки, будет медленным, дорогим и неэффективным процессом, считают эксперты.

Интернет создавался на случай ядерной войны, поэтому депутатов Госдумы он точно переживет.

Президент РФ подписал закон о запрете предоставления услуг обхода заблокированных сайтов в Интернете. Запрет анонимайзеров, VPN и других средств, помогающих обходить блокировки, вступит в силу в ноябре 2017 года.

В нынешнем виде закон о «запрете анонимайзеров» будет неработоспособен, полагает координатор Центра гражданских инициатив СКФО Валерий Ледовской. Как он заявил корреспонденту «Росбалта», работники надзорных ведомств, начав исполнение закона, столкнутся с необходимостью уточнений.

«В некоторых браузерах по умолчанию существует „турбо-режим“, который работает как анонимайзер. Значит, все это выльется в попытки запрета определенного софта и, может быть, некоторых браузеров. Придется властям выходить на производителей этого софта, чтобы регулировать их деятельность. Еще ведь запрещается анонимное использование мессенджеров. Но, не запретив сами мессенджеры, частично выкидывать их функциональность не получится. Кто будет проверять идентификацию пользователей — тоже непонятно. В итоге, в нынешнем виде закон работать не будет. Его придется серьезно уточнять, менять формулировки, определения», — считает Валерий Ледовской.

Он напомнил, что и не всякий VPN будет запрещен. «VPN-сервисы используют и организации для коммуникации между офисами. По закону они остаются, но там придется предоставлять госслужбам списки пользователей этих сервисов», — уточнил Валерий Ледовской.

Реализация закона «о запрете анонимайзеров» начнется в 2018 году, считает IT-эксперт и политик Леонид Волков. По его мнению, конкретные шаги надзорные органы будут делать в зависимости от того, какие подзаконные акты будут приняты к этому закону.

«Дьявол всегда кроется в деталях, и вот этих деталей мы пока не очень понимаем. Во-первых, в том виде, как он прописан, закон отразится, в первую очередь, не на обычном, а на корпоративном пользователе. Закон запрещает VPN, без которого невозможно представить себе IT-систему современного банка или корпорации. Во-вторых, мы знаем, что закон вступит в силу с 1 ноября. Поэтому, думаю, что до 1 ноября мы увидим поправки, подзаконные акты, и вот тогда станет понятно, что на самом деле всем этим пытаются сделать», — пояснил Леонид Волков.

Обычный пользователь обнаружит действие закона тогда, когда не сможет зайти на сайты, с помощью которых он обходил блокировки. «Не раньше весны следующего года Роскомнадзор начнет, скорее всего, блокировать сайты, на которых можно скачать анонимайзеры и VPN-клиенты. Они начнут, видимо, как сейчас в Китае, пропадать в Интернет-магазинах приложения VPN», — пояснил Леонид Волков.

Запреты анонимайзеров будут обойдены продвинутыми пользователями Интернета, уверен представитель «Пиратской партии России» Павел Рассудов. «В каком виде будут заблокированы VPN, еще непонятно, потому что, если по всей строгости соблюдать подписанный президентом закон, то можно будет лишиться вообще всего Интернета. Все будет зависеть еще и от того, какие будут приняты подзаконные акты, которые будут регулировать плохо прописанный депутатами закон», — заметил Рассудов.

Эксперт подчеркнул, что простой пользователь Интернета анонимайзерами и другими средствами обхода блокировок и до сих пор не пользовался. А тот, кто захочет получить доступ к заблокированному контенту, найдет пути. «Невозможно полностью заблокировать информацию в Сети. Интернет создавался на случай ядерной войны, поэтому депутатов Госдумы он точно переживет. Продвинутому пользователю надо будет только посмотреть, какие будут предложены программистами новые технические решения по обходу блокировок», — рассказал Павел Рассудов.

Воссоздать «китайский вариант» в условиях России властям будет затруднительно, но организовать технические сложности пользователям Интернета закон сможет, полагает IT-эксперт Михаил Ростовский. Он тоже отметил, что пока не до конца ясно, каким путем пойдут российские надзорные органы в своих запретах.

«Технически это может быть реализовано двумя способами. Первый способ — это блокировка средствами всех провайдеров, запрет всех основных VPN-сервисов и анонимайзеров. Но это будет не очень эффективно. Второй способ — это когда внедряется магистральный DPI (Deep Packet Inspection) — глубокое исследование пакетов. Вот тогда можно будет блокировать любой VPN-трафик. В этом случае это будет путь „великого китайского файрвола“. Однако это будет трудозатратно по ресурсам, и, кроме того, противоречит всей структуре Интернета, сложившейся в России. В китайском Интернете все магистральные каналы принадлежат государству и контролируются государством, везде внедрен DPI. В Китае нет доступа к Facebook или Google, зато есть полностью их заменяющие ресурсы. В случае, если у нас такое будет внедряться, то и у нас тогда должны создаваться аналоги внутренних и внешних ресурсов, аналоги тех же Facebook и Google во внутреннем доступе», — рассказал эксперт.

По словам Михаила Ростовского, в случае реализации второго варианта будут заблокированы основные VPN, анонимайзеры и ноды Tor. Но и тогда «продвинутые» пользователи, немного поднапрягшись, смогут обойти запреты.
«Тогда остаются варианты использования обфусцированных приватных мостов Tor и обфусцированных проектов ShadowVPN и Shadowsocks. Можно будет также использовать двойное или четверное VPN-соединение, когда от разрешенного VPN трафик перебрасывается к неразрешенному VPN, который, в свою очередь, не блокирует ресурсы единого реестра запрещенных сайтов», — пояснил он.

По предположению Михаила Ростовского, следующим шагом властей в таком случае может стать введение уголовного преследования за использование VPN или Tor. В этом случае пользователей Интернета приравняют к наркоманам, лазающим в поисках «закладок», и будут их соответствующе карать, не исключил он.

В книге Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту» по сюжету представители власти ловили людей за чтение книг, после чего книги сжигали. Вместо литературы людям предлагалось с утра до вечера смотреть развлекательные программы по интерактивному телевидению. Когда-то содержание этой книги казалось не более чем предупреждением об опасности, которая не сбудется. Но сегодня антиутопия становится реальностью.

Дмитрий Ремизов

Источник: rosbalt.ru

spacer

Оставить комментарий