Останется ли Россия федерацией?

Наша страна по факту давно уже унитарное государство, а сейчас мы и вовсе наблюдаем возврат к системе генерал-губернаторств, полагают эксперты Политклуба «Росбалта».

Федерализм и вертикаль власти — вещи плохо совместимые.

На очередном заседании политклуба «Росбалта», прошедшем в московском пресс-центре агентства, эксперты обсудили такую тему: не превратится ли Россия из нынешней формальной федерации в унитарное государство.

Идея отменить федеративный статус российского государства и превратить все его регионы, включая национальные республики, в генерал-губернаторства, как известно, периодически озвучивается различными российскими политиками. Последний повод полагать, что дело может закончиться именно таким образом, дали недавние события в Дагестане, где была арестована и заменена на пришлых «варягов» практически вся местная элита, то есть введено чуть ли не прямое правление из Москвы. Другим поводом стала отмена обязательного изучения языков народов титульных наций в российских республиках.

Между тем практически все участники дискуссии в «Росбалте» полагают, что сегодня преобразование России в унитарное государство маловероятно, и Кремлю для решения его задач по дальнейшему усилению властной вертикали федеративный статус России совершенно не мешает. Точно так же, как не мешает и то обстоятельство, что некоторые субъекты этой федерации все еще называются «республиками».

Коснувшись ситуации в Дагестане, многолетний спецкор «Новой газеты» по Северному Кавказу Ирина Гордиенко отметила, что нынешняя смена руководства в республике не является чем-то беспрецедентным. Она напомнила, что традиционное национальное квотирование, когда главой региона был, например, аварец, а премьером даргинец, или наоборот, начало отмирать еще в советские годы.

То, что произошло в Дагестане сейчас, Гордиенко не считает ни неоколониализмом, ни попыткой введения внешнего правления. По ее словам, «все силовые ведомства в республике всегда возглавляли русские, или же русские были заместителями их руководителей». Кроме того, она напомнила, что еще в 2005 году тогдашний полпред президента в Южном Федеральном округе Дмитрий Козак подготовил обширную справку о ситуации в республике, в которой в частности, говорилось и о коррупции.

По словам Гордиенко, с тех пор в Дагестане ничего не изменилось. Говоря о реакции в республике на масштабную чистку, она отметила, что местная «элита обескуражена», однако народ меры центра в целом поддерживает. В то же время, по ее словам, настоящую «борьбу с коррупцией надо начинать с федеральных министерств, потому что система откатов начинается не в Дагестане, а в Москве».

Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич считает, что «Россия по факту давно унитарное государство» и федерацией является только по названию.

По словам эксперта, «смысл федерализма в том, что нет одного доминирующего игрока, а происходит процесс согласования интересов». Она убеждена, что «федерализм и вертикаль — вещи противоположные».

Эксперт также подчеркнула, что на сегодня в России «практически ни у каких республик, за исключением Чечни, нет никаких преференций». По ее данным, «Чечня и, в меньшей степени, Ингушетия получают (из центра) лопатой, намного больше того, что они должны были бы получать в рамках существующей в РФ справедливой системы выравнивания (различных регионов)». По мнению Зубаревич, «это уже никак не федерализм, а преференции отдельным субъектам». При этом, говорит она, «куча регионов, формально называемых у нас „республиками“, сидят на уровне дотационности ниже многих русских областей».

Эксперт отмечает, что в России происходит «возврат имперских традиций управления», по ее словам, «это не про федерализм, это ситуация, когда унитарная система переходит на свой высший уровень».

То, что происходит сегодня с языками представителей титульных народов в республиках, специалист назвала «мощнейшей политической ошибкой центра». Сейчас «она сильной отдачи не дала, но эта мина сработает, это надо понимать», — уверена Зубаревич. Сегодня в России, считает она, «мы наблюдаем возврат к системе генерал-губернаторств».

По ее словам, в качестве реакции на «посадки» представителей дагестанской элиты в данный момент мы пока видим народное ликование, «массы думают, что придет новая „метла“ и все переметет, однако, посадки — это история про силовиков, а развитие — это совсем другая история».

Говоря о Дагестане, эксперт отметила, что изначально здесь «очень небольшая белая экономика», которая выражена главным образом бюджетной сферой и предприятиями ВПК в Каспийске. «Поэтому „подпил“ бюджета был здесь главным ресурсом элиты», — констатирует Зубаревич. В целом она предостерегает от надежд на то, что новое руководство что-то может всерьез исправить. При этом кадровые чистки в Дагестане эксперт считает не более чем «предвыборным ходом».

Политолог Виталий Камышев согласился с такой оценкой событий в республике. В то же время он говорит, что случившееся в Дагестане это эксцесс, но в целом ситуация в стране пока управляемая. При этом эксперт также согласился с тем, что «реального федерализма в России нет».

По его словам, нынешняя волна, поднятая отставками в Дагестане «уляжется, а система останется». Другой вопрос, продолжает он, «что дальше?». Пока, как считает Камышев, какое-то переформатирование политической системы России маловероятно, однако все может измениться, как только власть почувствует для себя опасность. По его мнению, новейшая история нашей страны показывает, что в этом случае власть способна «на непредсказуемые вещи».

Директор Центра Восточноевропейских исследований Андрей Окара напомнил, что концепция федерализма зародилась в западноевропейской политической философии еще в XVI—XVII веках. По его мнению, в нынешнюю «российскую политическую реальность эта идея очень тяжко вписывается».

Сопоставляя процессы, происходящие сегодня в сфере государственного устройства нынешних России и Украины, политолог отмечает, что государственность последней отталкивалась от идеи соборности украинского народа, смысл которой — «единство в разнообразии».

Тема федерализма сегодня на Украине закрыта, отметил Окара, однако, говорит он, проводится политика децентрализации регионов. По словам эксперта, в данном случае эта политика подразумевает, что «все избираются, и местные советы, и мэры городов», за исключением глав областных администраций. В то же время, продолжает он, «вопрос об избираемости губернаторов давно дискутируется. Однако пока на Украине нет единого понимания, кто такой губернатор — то ли он представитель Киева в регионе, то ли он глава региона, представляющие его в столице».

Между тем, отмечает специалист, сегодня на Украине российский политический фактор очень значим, как и в российском пространстве — фактор украинский. Для украинцев, сегодня «негативный опыт России тоже является важным фактором» и если в РФ отменили выборность мэров, то на Украине это повод сказать: «не дай бог нам делать что-то подобное», — рассказал Окара.

Александр Желенин

Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник: rosbalt.ru

spacer

Оставить комментарий