От кризиса среднего возраста в лес не убежишь

Переломные моменты в жизни случаются даже у представителей диких племен, а интернет стал новым фактором стресса, отмечает психотерапевт Влада Титова.

Соцсети заставляют нас чувствовать себя ущербными.

В современном мире людям все сложнее сохранять психологическое равновесие. О том, как не впасть в депрессию или ипохондрию на середине жизненного пути, в интервью «Росбалту» рассказала кандидат медицинских наук, доцент кафедры психосоматики и психотерапии СПб ГПМУ Влада Титова.

— О том, что после 35 лет может случиться кризис среднего возраста, знают, пожалуй, все. А есть ли шанс его миновать?

 — Кризис среднего возраста подразумевает некую переоценку смыслов, ценностей, целей, а также собственного прошлого опыта — уровня своих достижений и, что переживается особенно болезненно, упущенных возможностей. С подобной «инвентаризацией» рано или поздно сталкивается любой из нас. Как правило, это непростой период, и к нему нужно просто быть готовым.

— А что приводит к переосмыслению жизненных позиций?

 — Обычно здесь играет роль целая совокупность факторов: переживания, связанные с взрослением детей, старением родителей и неизбежными собственными внешними изменениями, проблемы в отношениях, неудовлетворенность работой и т. д. Иногда пусковым механизмом для подобных переживаний может стать и более простая причина. Например, сравнение собственных достижений с тем, чего добились бывшие одноклассники или другие сверстники. Причем если раньше люди наблюдали только за жизнью своих соседей и коллег, то в эру бурного развития социальных сетей у нас есть возможность следить, скажем, за однокурсником, переехавшим на Багамские острова. Некоторые на таком фоне начинают чувствовать себя неудачниками, ничего из себя не представляющими и упустившими все подвернувшиеся возможности. В результате возникает глубочайшее разочарование, обида или страх.

— То есть погружение в виртуальный мир создает дополнительный стресс?

 — Дело в том, что в социальных сетях всем нам свойственно выставлять свою жизнь с наиболее привлекательной стороны. После просмотра таких «идеальных картинок» у кого-то может появиться чувство, что он не с теми людьми проводит время, не так веселится, не ту одежду носит и т. д. Это вызывает ощущение ущербности. На Западе уже несколько лет активно обсуждается феномен Facebook-депрессии. С этой точки зрения соцсети могут усиливать негативные эмоции и затруднять выход из депрессивного состояния.

— Получается, что нам справиться с проблемами среднего возраста сложнее, чем нашим родителям?

 — Мы вынуждены каждый день сталкиваться с огромным потоком информации, которого не было до «эпохи интернета». Кроме того, за последние десятилетия акцент очень сильно сместился в сторону карьерного роста и успеха, а границы нормы становятся весьма расплывчатыми.

Так что в наши дни различные психологические проблемы действительно стали более распространенным явлением, чем раньше. За последние несколько десятков лет количество расстройств непсихотического регистра увеличилось почти в сорок раз. Хочу обратить внимание — я говорю не о шизофрении, биполярном аффективном расстройстве или других тяжелых психических заболеваниях. Их процент в обществе, к счастью, не меняется. Речь идет именно о невротическом регистре: расстройствах адаптации, реакциях на стресс, депрессивно-тревожных расстройствах. В том числе, и кризис среднего возраста переживается более тяжело именно из-за особенностей современного мира. Сегодня труднее, чем раньше, поддерживать внутреннее состояние стабильности и безопасности.

— А в медицине вообще есть такой термин — «кризис среднего возраста»?

 — Официально — нет. В медицине признаются клинические проявления, которые его сопровождают. Например, депрессивный или тревожный синдром. Но для психологов во всех странах это, конечно, довольно устойчивое понятие. Другое дело, что его наполнение всегда индивидуально. Кто-то может назвать кризисом среднего возраста состояние приунывшего на распутье мужчины, жалеющего об упущенных возможностях. А у другого человека тот же кризис может сопровождаться тяжелейшим депрессивно-тревожным состоянием и экзистенциональными переживаниями собственной никчемности и бессмысленности жизни.

— Как распознать начало этого периода?

 — Кризис среднего возраста — за исключением тех случаев, когда в качестве провокации выступило острое потрясение или шок, — обычно начинается постепенно. Появляется неустойчивость настроения, раздражительность по мелочам, категоричность в оценках, повышается тревожность, нарастает внутреннее напряжение, усталость, может нарушаться сон. Голова все чаще заполняется неприятными мыслями, сравнениями не в свою пользу, сужается круг интересов и увлечений, многие начинают замыкаться в себе и далеко не сразу замечают, что утратили способность по-настоящему чему-то радоваться.

— А всегда ли кризис среднего возраста нужно воспринимать как проблему?

 — Вы знаете, в китайском и японском языках слово «кризис» не случайно состоит из двух иероглифов, обозначающих «опасность» и «возможность». На самом деле очень важно время от времени останавливаться и честно отвечать себе на важнейшие вопросы. Кто я такой и чего я хочу в жизни? Делаю ли я все для того, чтобы достичь своих целей? Не перекладываю ли я ответственность за какие-то свои неудачи на окружающих, судьбу или общественно-политический строй? Именно когда мы стоим на распутье, нужно оглянуться назад и вспомнить, что мы откладывали на потом или о чем забывали в бесконечной суете. И наконец сделать это, чтобы потом снова не жалеть об упущенных возможностях. Любой психологический кризис дает нам шанс что-то изменить. Он может в итоге привести к переходу на качественно новый уровень восприятия себя, окружающих и жизни.

— Возрастные изменения, как правило, заставляют пересматривать свое отношение к здоровью. Некоторые даже впадают в ипохондрию. Как справиться с этой проблемой?

 — Нужно сказать, что ипохондрия была распространенным явлением во все времена. Но сейчас она часто стала трансформироваться в так называемую «киберхондрию», при которой человек ищет в интернете причины своего недомогания — и тут же находит огромное количество болезней, одна страшнее другой. Люди начинают записываться на бесконечное количество обследований, не доверяют их результатам, меняют специалистов. В итоге они загоняют себя в угол и погружаются в еще большее отчаяние.

Предотвратить такое развитие событий на самом деле очень просто. Не нужно пытаться самостоятельно поставить себе диагноз: не имея медицинского образования, сделать это невозможно. Например, если вы введете в поисковике запрос «головная боль», то первые десять страниц ссылок будут на опухоли мозга, хотя они по статистике встречаются в тысячных долях процента. А самые частые причины головной боли (напряжение, мигрень, проблемы в шейном отделе позвоночника, гипертонические кризы, следствие давних травм головы и многие другие) вообще упомянуты на первых страницах не будут. Представляете, какое впечатление подобная информация может произвести на и без того напуганного человека, у которого болит голова? Так что лучшая страховка от ипохондрии — ежегодный профилактический осмотр.

— Как получилось, что кризис среднего возраста многими воспринимается преимущественно как «прерогатива» сильного пола?

 — Это неудивительно. Ведь мужчина — кормилец, добытчик, зачастую взваливший на свои плечи ответственность за большое количество родственников, что неизменно сопряжено с накапливающейся усталостью. Особенно если в отношениях наступил сложный период или нет материальной стабильности. Иногда напряжение достигает такого пика, что используется любая разрядка: кто-то бежит из семьи, кто-то начинает пить, а кто-то становится агрессивным.

— Тем не менее, женщины тоже проходят этот этап. Можно ли сказать, что им проще его пережить?

 — Большой ошибкой было бы считать, что женщины справляются с кризисом легче, чем мужчины. Просто у них, как правило, несколько другие переживания. Во-первых, они связаны с неприятием своей внешности, особенно с учетом возрастных изменений и индивидуальных особенностей. Ведь не секрет, что очень худые женщины часто страдают не меньше склонных к полноте. Женщины с маленькой грудью с завистью смотрят на тех, у кого она большая, а счастливые обладательницы пышного бюста нередко именно его и стесняются. Кому-то не нравится свой нос, кому-то фигура, кому-то рост или пропорции тела. Особенно болезненными эти переживания становятся, если женщине не удается построить надежные отношения.

Во-вторых, женщины намного больше мужчин переживают из-за отсутствия семьи, детей — ведь женский период фертильности ограничен. С возрастом у большинства нарастает страх оказаться на рынке невест на скамье запасных.

В-третьих, женщины в силу своей более высокой эмоциональной уязвимости сложнее справляются с ситуациями измен, предательств со стороны близких, друзей или партнеров по бизнесу.

Ну и в-четвертых, в последние годы в геометрической прогрессии нарастает число женщин, считающих, что им никак не удается реализовать себя, обнаружить и раскрыть свои способности, найти предназначение в жизни. Эти женщины задаются вопросами самоактуализации и поисками смысла жизни не меньше мужчин. 

— Есть версия, что жителям некоторых стран синдром среднего возраста неведом. Это правда?

 — Если честно, я никогда не сталкивалась с такими данными. Как я уже говорила, с определенного рода переживаниями и претензиями к себе сталкивается любой человек, вне зависимости от культуры и особенностей воспитания. Даже у представителей сохранившихся до сегодняшнего дня племен аборигенов возникают те же сложности. Правда, решают они их по-своему. Например, в Того старейшины племени забирают у матери новорожденного в первый же день его жизни и уносят в лес. Они садятся в круг, помещают младенца в центр и некоторое время сидят молча. В какой-то момент один из них начинает петь уникальную мелодию, постепенно к нему присоединяются остальные — и их голоса сплетаются в неповторимую композицию. Потом малыша возвращают семье. И много лет спустя, когда уже во взрослой жизни у этого человека появляются проблемы, его снова уводят в лес, помещают в центр круга и начинают петь ту самую мелодию, предназначенную только для него. Она призвана напомнить ему о его истинном предназначении и о том, что он сбился с пути и забыл о чем-то важном.

— Пример удивительный. Но, к сожалению, у современного человека, как правило, нет такой поддержки. Что делать, если чувствуешь, что идешь не по той дороге?

 — Очень важно, чтобы в этот момент рядом кто-то был. Одинокие люди крайне непросто переживают тяжелые периоды. О самых важных вещах должны напоминать близкие, которым небезразлично, что с тобой происходит. Которые готовы поделиться с тобой душевным теплом и силами, когда у тебя их нет. Которые могут успокоить тебя, когда ты напуган, и поделиться своим опытом и мудростью, не навязывая при этом свое понимание жизни. Или которые просто согласны быть вместе с тобой, когда тебе плохо.

К сожалению, во время кризисов многие отталкивают окружающих и замыкаются в себе. Это в корне неправильно. Такие периоды переживаются в разы легче, быстрее и продуктивнее, если рядом есть поддерживающие тебя и понимающие люди. В крайнем случае, помощь можно найти и в интернете — он может стать источником не только психологических проблем, но и спасения. Кризис может подкосить даже очень сильного и уверенного в себе человека. Но, к счастью, неравнодушных людей намного больше, чем принято считать. И близким может стать совершенно посторонний человек, с которым мы, возможно, никогда бы и не встретились в жизни. Именно в таких ситуациях нам очень важно знать, что есть люди, которые с нами на одной волне.

Беседовала Татьяна Хрулева

Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник: rosbalt.ru

spacer

Оставить комментарий