Правительство подкинет денег на «секреты»

Принятые голосами единороссов поправки в бюджет 2017 года предполагают очередное увеличение расходов по закрытым статьям.

Госдума второй раз за год увеличивает траты по «секретным» статьям бюджета. При этом расходы на реальный сектор экономики и социальные нужды продолжают сокращаться.

Законопроект об очередном пересмотре федерального бюджета на 2017 год заручился в среду при рассмотрении Госдумой в первом чтении поддержкой исключительно депутатов из «Единой России». Остальные думские фракции не согласилась с предлагаемым перераспределением бюджетных средств — от реального сектора экономики и социальной сферы в пользу госкорпораций и закрытых статей бюджета.

Напомним, это уже вторая правка федерального бюджета за год. В прошлый раз главный финансовый документ переписывали летом. Тогда в казне образовался лишний триллион рублей с небольшим из-за того, что при ее формировании чиновники заложили цену на нефть в 40 долларов за баррель, а она продавалась почти весь год в среднем по 50. Тогда большую часть полученных от продажи нефти и газа дополнительных доходов депутаты согласились направить на погашение бюджетного дефицита. При этом из оставшихся денег 168,5 млрд рублей пустили на так называемые закрытые статьи бюджета, то есть секретные расходы, связанные, например, с ведением боевых действий за рубежом и поддержкой некоторых непризнанных республик.

Уже тогда думский комитет по бюджету обратил внимание на рост секретных расходов российской казны. В бюджете на 2017 год доля таких трат составляет 17,1%, из которых 11% проходит по разделам, не связанным с национальной обороной и безопасностью. Принятыми же летом поправками в закон о федеральном бюджете доля секретной части расходов была доведена до 17,7%.

Новые поправки предусматривают очередное увеличение финансирования по закрытым бюджетным статьям. Правда, конкретные цифры в Думе вслух никто не назвал. Глава Минфина Антон Силуанов, представляя проект поправок, заметил лишь, что расходы на оборону и погашение задолженности по кредитам оборонных предприятий в размере 200 млрд рублей станут одним из основных направлений перераспределения бюджетных средств.

Между тем, в комитете по обороне уточнили, что в результате бюджетной перетряски общие расходы на национальную оборону в 2017 году возрастут на 179,6 млрд рублей —  до 3,05 трлн рублей. При этом запланированное увеличение в большинстве своем приходится именно на закрытую часть этого бюджетного раздела, а в открытой части расходы, наоборот, сокращаются на 2,2 млрд рублей.

Впрочем, тему постоянного увеличения секретных расходов бюджета в Госдуме каждый раз обходят стороной. Депутатов больше волнует, что правительство не хочет расставаться с привычкой по несколько раз в год переписывать бюджет и при этом отказывается направлять дополнительные доходы в реальный сектор экономики и на социальные нужды. Силуанов заявил, что очередная правка бюджета вызвана неожиданным, по его словам, ростом российской экономики и замедлением инфляции. «Никто этого не ожидал — значит, решения были приняты правильные», — сказал министр. Он также попросил депутатов не ругать его ведомство якобы за неправильное планирование бюджета. «Мы правильно сделали, что  заложили при формировании бюджета пессимистичный прогноз, в том числе, по ценам на нефть. Представляете, чтобы было, если заложили оптимистичный? Пришлось бы резать бюджет и программы», — заметил министр.

В результате правки большинство бюджетных показателей действительно изменятся незначительно. По большому счету, законопроект предусматривает преимущественно внутреннее перераспределение бюджетных средств в общем объеме порядка 440 млрд рублей. Из них 125 млрд рублей — это дополнительные доходы бюджета, а 148 млрд рублей — средства, сэкономленные ведомствами по ряду госпрограмм. Львиную долю этих денег  — 200 млрд рублей, как уже было сказано, направят на закрытые статьи бюджета и оборону. 20 млрд рублей пойдет на увеличение капитала Россельхозбанка, еще 16 млрд рублей решено направить в Фонд развития промышленности.

Между тем, в думском комитете по экономполитике обратили внимание на то, что в результате корректировки внутренней расходной части бюджета существенно сократятся расходы на социальную политику — на 49,6 млрд рублей, образование — на 10,1 млрд рублей, здравоохранение — на 5,7 млрд рублей, национальную экономику — на  4,5 млрд рублей и т. д.

В ответ на упреки депутатов, касающиеся постоянного сокращения социальных расходов, Силуанов заявил, что это не так. «Общий объем расходов на здравоохранение с учетом средств ФОМС растет из года в год — это абсолютно точно», — заверил министр. Депутаты не поверили, предположив, что люди просто стали реже обращаться за помощью к врачам, как и вообще за социальной поддержкой. «На 500 тыс. сократилось количество случаев вызова „скорой помощи“. Наша нация стала здоровее? Да нет. 22 млрд рублей, выделенных на высокотехнологичную помощь, вернули в бюджет, зарплата у врачей снизилась, а там, где выросла, это произошло за счет сокращения количества врачей. Именно экономия обернулась сокращением случаев обращения за помощью со стороны населения», — рассказал депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Катасонов.

Коммунистку Веру Ганзя возмутило то, что правительство снова наращивает закрытые статьи бюджета и уставные капиталы госкорпораций, а тем, кто действительно нуждается в поддержке, не помогает. «Вот вы даете денег Россельхозбанку, но в итоге кредит от этого банка получит не фермер, а крупнейшие агрохолдинги. Какая же это поддержка? Увеличиваете капиталы госкорпораций, а они кладут остатки на депозиты и получают проценты. Я уже не говорю про 6 трлн рублей, которые закопаны в облигации США. Неизвестно, как они будут заморожены, потому что сегодня не экономика правит политикой, а наоборот», — посетовала Ганзя.

Депутатов не убедили даже обещания Силуанова проиндексировать в следующем году пенсии на уровень выше инфляции и выполнить майские указы президента в части повышения зарплат бюджетникам. Как и не произвели на них впечатления слова министра об изменении структуры доходов российского бюджета, в котором наметился перевес в пользу ненефтегазовых источников. Думские оппозиционеры убеждены, что правительство не только демонстрирует низкое качество планирования бюджета, но и неправильно расставляет приоритеты. Так, они обратили внимание, что Минфин предпочитает спасать банки, госкорпорации и вкладывать деньги в зарубежные облигации в то время, как регионы набрали долгов уже на 2,5 трлн рублей, из них часть — валютные кредиты, и отказывается больше вкладывать денег в реальный сектор экономики и главный ресурс всех стран — людей.

Елена Земскова

Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник: rosbalt.ru

spacer

Оставить комментарий