У военных теоретиков нет единого мнения, может ли конфликт с применением оружия массового поражения остаться локальным, или он обязательно перерастет в глобальную войну.
Владимир Путин своим указом утвердил основы госполитики России в области ядерного сдерживания. В документе говорится, что ядерное оружие может применяться в ответ на применение противником ядерного оружия или других видов оружия массового поражения не только по России, но и по ее союзникам. Кроме того, допускается, что нацелить ракеты можно и на государства, не обладающие ядерными оружием, в случае если они рассматривают РФ как потенциального противника, входят в противостоящие РФ военные блоки и обладают «значительным боевым потенциалом сил общего назначения».
Этот шаг Москва предприняла в тот момент, когда сохраняется неопределенность насчет судьбы договора о сокращении наступательных вооружений (СНВ-3), срок действия которого истекает в 2021 году. Накануне президент США Дональд Трамп заявил, что хочет «ядерного пакта» с Россией. По его словам, это самая большая проблема, которая есть в мире.
О том, почему Владимир Путин решил напомнить миру о наличии у России ядерного оружия и готовности его применить, обозревателю «Росбалта» рассказал военный эксперт Павел Фельгенгауэр.
— Что нового, на ваш взгляд, имеется в указе президента РФ о политике ядерного сдерживания и почему он появился именно сейчас?
— Такой документ очевидно существовал и раньше, просто он был более секретным, что ли. Это не план обороны, и не план применения ядерного оружия.
— Политическая декларация?
— Ну, типа, да. Хотя у американцев тоже есть аналогичный документ. Там, правда, имеется больше технических деталей и планов развития ядерного оружия. В нашем нынешнем указе больше слова, конкретики мало. За исключением того, что присутствует мысль, что мы применим ядерное оружие, когда захотим. Поводов для этого там целый букет. Но, в общем, так всегда и было. Теперь просто говорим об этом публично.
— Но все же — почему этот документ появился именно сейчас?
— Сложно сказать. Возможно, как это часто бывает, его готовили заранее.
— Вызывает вопросы пункт, в котором говорится, что «ядерное сдерживание» России может быть применено для «нейтрализации» неядерных сил неких государств, которые угрожают даже не самой РФ, а ее союзникам. Причем даже в том случае, если эти государства не обладают ядерным оружием, но имеют в наличии, как там сказано, «другие виды оружия массового поражения»…
— Это все растяжимые понятия. Все сводится к тому, что применим ядерное оружие, если захотим. Потом не очень понятно, что значит применение ядерного оружия. О чем речь? Об одной-двух боеголовках или о массированном обстреле всех наземных и большей части морских сил потенциального противника? Из текста указа это непонятно. Хотя часть наших военных теоретиков считают, что раз начавшись, ядерный конфликт обязательно станет глобальным. Но, в принципе, возможен и локальный, ограниченный ядерный конфликт.
— Из текста указа следует, что об идее отказа от нанесения ядерного удара первыми, теперь можно забыть…
— Идею о том, что СССР отказывается от доктрины первого ядерного удара и употребит ядерное оружие только в ответ на его применение потенциальным противником, высказал в свое время бывший советский лидер Леонид Брежнев. Но с этим теперь даже теоретически покончено.
Хотя, как говорили мне люди, участвовавшие в разработке советской ядерной доктрины, фактически даже во времена СССР применение ЯО предполагалось после первых выстрелов возможной новой войны в Европе, и не только. Теперь же понятно, что оно может быть применено против чего и кого угодно. Даже в случае концентрации сил общего назначения вблизи Российской Федерации.
— То есть, о том, что мы применим ядерное оружие только в ответ на его использование другой стороной, речи уже не идет?
— Да, в этом документе речь об этом точно не идет. Такой политики сегодня придерживается только Китай, который заявил, что применит ядерное оружие только в ответ на ядерный удар по своей территории. Впрочем, Пекин этот путинский указ поддержал, поскольку они сейчас находятся в жестком конфликте с Америкой.
В целом же из указа следует, что Россия полагается сейчас на ядерный шантаж («сдерживание») и что в стране продолжат создавать еще более мощные виды ядерного оружия.
Беседовал Александр Желенин
Истории о том, как вы пытались получить помощь от российского государства в условиях коронакризиса и что из этого вышло, присылайте на адрес COVID-19@rosbalt.ru
Источник: