Все не так: сезонная депрессия полезна! — Росбалт

Александр Мымрин.

Существует ли сезонная депрессия? Надо ли бояться этого состояния, бежать от него в теплые страны? В чем разница между хандрой и депрессией? На эти и другие вопросы «Росбалту» ответил психолог, психотерапевт, директор Школы современных психотехнологий Александр Мымрин.

— Александр Валерьевич, c наступлением осени многие начинают жаловаться на осеннюю депрессию. Зимой — на зимнюю, ранней весной — на весеннюю (если зима затягивается), и так далее. Сезонные депрессии действительно существуют? Может быть, все это надумано?

— Да, действительно, надумано и спроецировано. В психической природе человека разделение на реальное и выдуманное очень условно. Вспомните, как часто объективные события не принимаются всерьез или полностью отрицаются, а вымышленные, наоборот, обсуждаются как свершившийся факт. Человек видит и слышит то, что хочет видеть и слышать. Это не хорошо и не плохо. В этом и есть «магия психики», ее сила и ее слабость, которая подчинена воле своего носителя — человека.

К слову сказать, эту волю формирует информационное окружение. Если в СМИ постоянно муссируют тему сезонных депрессий, люди читают об этом, слышат из телевизора и от своих близких и, волей-неволей, начинают верить и примерять на себя.

— По какой психологической схеме это происходит? Как человека затягивает в «сезонное» депрессивное настроение?

 — По механизму невротического круга. Все люди, страдающие от депрессии, воспринимают мир и мыслят одинаково. В таком состоянии любое изменение в окружающей среде — природное, социальное или культурное — мозг воспринимает как угрозу, оценивает в качестве сигнала опасности. А образ мыслей, соответственно, сводится к логике «Все или ничего». Установка «все» здесь вызывает перенапряжение, чувство усталости и нехватки сил, не давая нам жить в полную силу, а «ничего» — подавленность настроения и двигательной активности. Что попросил — то и получил!

Результаты не заставят себя долго ждать и запустят своего хозяина по новому невротическому кругу, усиливая невроз на каждом новом витке.

— Психологи называют сезонную депрессию «сезонное аффективное расстройство». Что это на самом деле такое?

— Нормальная и полезная реакция живого организма на наступающие изменения в природе: снижение температуры и освещенности, изменение цветовой гаммы, сокращение объема пищевых, энергетических запасов среды и т. п. Живой мир переходит в режим экономии энергии: от спячки медведей, к примеру, до полной консервации жизненных процессов в растительном мире. Экономится весь спектр ресурсов, в том числе и психических. Основу психического ресурса при этом составляют переживания, которые в свою очередь тоже экономятся. Именно это зачастую и принимают за сезонное аффективное расстройство — плохое настроение, потерю интереса к жизни, снижение двигательной активности, усиленное чувство холода и утраты красок в переживаниях.

— Это клиническое заболевание вроде классической депрессии?

— Нет, конечно! «Депрессия — это когда хочется домой, но ты уже дома…». Шучу! У депрессии, как у всякой болезни, имеется обязательный набор симптомов, которые проявляются в течении двух и более недель: нарушение сна и аппетита, ухудшение настроения, двигательная и мыслительная заторможенность, чувство вины, пессимизм, трудности при попытке концентрации внимания и принятии решений, снижение самооценки и даже суицидальные мысли и намерения.

— Почему поздней осенью или зимой депрессивные настроения зачастую усиливаются утром?

 — В науке для этого явления есть отдельный термин: «циркулярные (круговые) реакции». К примеру, суточные реакции по схеме утро-вечер. Депрессивные симптомы психогенного (то есть внешнего, собственно психологического) типа, как правило, проявляются в вечернее время, а эндогенного (соматического, наследственного) — в утренние часы. Дело в том, что внутренние источники депрессии в ночное время сдерживаются защитными силами бессознательной части психики, иногда отражаясь в сновидениях, которые защищают наш отдых. А утром, когда бессознательное уступает место сознанию, защитные ворота открываются и депрессивный вулкан оживает во всей силе.

— Может быть, сезонная депрессия — это просто «отмазка», обоснование для пессимизма?

— Именно! По большому счету, любое психическое расстройство — это самообман, иллюзия, оправдание для себя. В пределах нормы оно полезно, а в случае болезни — вредно.

— Проявляется ли сезонная депрессия весной, например, в связи с долгим выходом из зимней «спячки» и авитаминозом?

 — Объективных причин для депрессии весной, конечно же, меньше, но упаднических настроений может и не убавиться. Авитаминоз и малоподвижность тут — всего лишь фон, а в центре — творческие способности самого человека в искусстве загнать себя в угол. К примеру, весной солнышко начинает пригревать, пора менять одежду! Кто-то из женщин обнаружит, что столь любимое платье уже не в пору. Чем не повод впасть в уныние? А дальше — больше, как в рекламе: муж не обращает внимания, сын прогулял уроки в школе, соседка сплетничает… И все — настроение испорчено.

— Кто больше всего подвержен сезонным депрессиям?

— Женщины страдают психогенными депрессиями чаще мужчин, пожилые люди — чаще молодых, интроверты — чаще экстравертов, замкнутые — чаще общительных. Этот ряд можно продолжить, но вряд ли он раскроет причинно-следственную связь и что-то объяснит в случае с сезонными депрессиями. Скорее приходится говорить об условиях, в которых находился или находится человек. Это так называемые факторы риска. Более подвержены им люди «крайних полюсов» социальной шкалы: богатые и бедные. Как правило, в первом случае причиной является утрата перспектив, во втором — невозможность их достижения. Дальше в списке идут отсутствие поддержки в обществе и дома, неблагополучная обстановка в родительской семье, перенесенное в детском возрасте физическое, психологическое или эмоциональное насилие, ранняя потеря родителей. А также неустойчивость к стрессам, заниженная самооценка, склонность к самообвинениям, пессимизм, наследственная предрасположенность (наличие невротических расстройств, наркомании и алкоголизма у родственников).

— Говорят, осень — время подведения итогов. Почему они так часто кажутся неутешительными?

— Михаил Жванецкий как-то с улыбкой сказал: «Процесс — это жизнь! Результат — это смерть!» Любой итог — конец чего-то. А конец — это всегда грустно! Тем более, когда за результатом не видно новой перспективы (хотя, если чуточку задуматься, предстоящая зима, наоборот, открывает перспективу новой весны и лета).

Иногда реакции депрессивного круга возникают и на волне успеха, когда достигнута серьезная цель. Причем, масштабность цели и потраченных на ее достижение сил находятся в прямой зависимости от грядущих депрессивных настроений. Сильное переживание успеха закрывает пространство для новых целей и ведет к утрате смысла жизни. Своеобразный эффект «головокружения» от аффекта — «успеха»! Вообще, вся проблематика «смыслоутраты» — мощнейшая причина реакций депрессивного круга вплоть до серьезной болезни.

— В чем разница между хандрой и депрессией?

— Тот же Жванецкий сказал: «Ребята, не путайте настроение с самочувствием!» Так вот, хандра — это настроение, а депрессия — болезнь. В нашей жизни, независимо от сезона, всегда будут происходить печальные события — и совершенно естественно на некоторое время впасть в уныние. В подобной ситуации мы чувствуем, что уровень энергии снижается, и мы замыкаемся в себе для того, чтобы приспособиться к переменам в жизни. Печаль — это нормально. Болезненная депрессия — нет! Человек в печали способен «видеть дальше» и больше, хотя и не может выразить это в словах. Интуитивно он чувствует, что преодолеет это состояние. Тот, кто страдает от депрессии, часто думает, что «теперь так будет всегда» и оно необратимо.

— Осенняя депрессия — это неизбежность?

— Нет, конечно! Однако некоторые «заготовки на зиму» все же сделать нужно. Так же, как мы готовим запасы квашеной капусты, соленых огурчиков и варенья для желудка, необходимо запастись дополнительным аккумулятором эмоций для психики, в крайнем случае, хотя бы зарядить старый.

Поэтому, заботимся о солнечном отдыхе летом на море, набираем больше впечатлений от поездок, экскурсий, спортивных игр, общения, новых знакомств — словом, всего того, что оставит эмоциональный след в нашей жизни. Да и осенью, так же как и зимой, нужно слегка подзаряжаться возможностями, которые представляет «унылая пора»: добрым дружеским общением за чашкой чая, походом в театр или кино, бассейн или фитнес-клуб.

— А если уехать на осень и зиму в теплые страны, депрессия прекратится?

— Не стоит! Природа тела подмену обязательно заметит, а психика еще и накажет за обман. Когда тепло приходит раньше срока, медведь просыпается в своей берлоге и все оставшееся время бродит неприкаянным в поисках пищи, которой нет. А почки на яблонях погибают, не успев распуститься, и лишив нас урожая. Для человеческого организма это тоже неоправданный стресс, с которым позже придется бороться, но уже специальными и иногда очень дорогими средствами, поскольку природные тут уже не сработают.

— Есть мнение, что депрессия — болезнь, которая распространилась и приобрела такое большое социальное значение только в наше время и не была известна раньше.

— Это не так: депрессия известна врачам со времен античности. Еще знаменитый древнегреческий врач Гиппократ подробно описывал подобное состояние как меланхолию. Он обратил внимание, что тяжелые депрессии часто сопровождаются запорами, потому лечил своих пациентов очистительными клизмами, «ободрял и веселил» настойками опия, теплой ванной, массажем и питьем минеральной воды одного из источников на Крите. Как выяснилось позднее, уже во времена Парацельса, эта вода содержала большое количество ионов брома, магния и лития — то есть действительно могла помогать при депрессиях.

Кстати, именно Гиппократ первым обратил внимание на зависимость состояния многих депрессивных больных от погоды и времени года, и был близок к открытию лечебного эффекта солнечного света (фототерапии).

— Как вы думаете, если бы Гиппократ был жив сегодня, что бы он рекомендовал страдающим сезонной депрессией?

— Отвечу еще одной шуткой: «Ювелирные магазины для женщин — это выход из депрессии. Для мужчин — вход»… Смех — лучший воспитатель и лекарь. Помните: смех ориентирован в будущее. Когда смешно — тогда не страшно! Смех научит справляться с негативом и обернет тревогу в жизненный ресурс. Нужно взять за правило записывать крылатые выражения, анекдоты и шутки к себе в блокнот. А случай их применения всегда представится. Полезно возвращаться к старым любимым комедиям, да и вообще к любимым занятиям.

Кроме того, дайте себе больше света: освободите пространство от затемнений и штор, включите свет ярче, если не хватает естественного. Откажитесь от ночных просмотров телевизора или сидения за компьютером в полутемной комнате. Спать нужно, как и положено, ночью и в темноте, а утром и вечером освещение должно быть достаточным. То же утверждение справедливо для выбора цвета и яркости одежды, в которой вы ходите дома и на работе. Красный, желтый и белый цвета усиливают активность и жизненный тонус, а черный, синий, серый и зеленый снижают его. Обратите также внимание на стиль! Очень часто цветовой и модельный стиль одежды, стили парфюма и привычек являются бессознательными «якорями» для переживаний, а эксперименты в этой области могут перевернуть их знак к лучшему.

Еще один совет — больше движений и вкусной еды. Еда должна быть трапезой — действом, в котором не может быть спешности, где каждый элемент имеет нагрузку ритуального, символического смысла. Касается это как самих продуктов и их разнообразия, так и их словесных обозначений, столовых приборов и навыков обращения с ними, последовательности приготовления и потребления пищи, вербальных и невербальных кодов общения за столом. Символ, ритуал — обертка для переживания, а вместе с ним и чувствительности вкуса.

Для победы над сезонной депрессией нужно разорвать одно из звеньев этого цикла и не дать ему восстановиться. Ключевым звеном тут является речь как носитель и выразитель мысли. Мир таков, как мы о нем говорим! В словах и образах, словно в упаковках, живет, сохраняется и воспроизводится наш опыт. Если слова и образы негативны, лживы и ошибочны (не исключая грамматики и семантики), враждебны и корыстны, минорны в тонах и тусклы в красках, именно такой опыт будет актуализирован и таким предстанет для нас мир со всеми вытекающими последствиями.

Беседовал Владимир Воскресенский

Источник: rosbalt.ru

spacer

Оставить комментарий