Закон о ЧВК вызвал спор

Инициатива по легализации в России частных военных компаний может надолго зависнуть в Госдуме.

Государству выгодно существование наемников, но оно также не хочет терять монополию на применение силы.

Удар армии США, нанесенный 7 февраля по проасадовским войскам в районе сирийского Дейр-эз-Зора, в результате которого, погибло так до конца и не установленное число россиян, воевавших, как сообщают СМИ, в рядах частной военной компании (ЧВК), с новой силой поднял вопрос о необходимости легализации деятельности подобных структур в России. Так совпало, что на данный момент в Госдуме как раз идет работа над подготовкой законопроекта на эту тему.

С такой инициативой еще в январе этого года выступила группа депутатов от «Справедливой России», которые уже несколько лет безуспешно пытаются добиться принятия соответствующего закона. Внести очередной законопроект о легализации ЧВК (уже четвертый по счету), «эсеров» подтолкнуло недавнее заявление главы МИД Сергея Лаврова, призвавшего вывести частные военные компании из «серой зоны».

Депутаты уже разработали концепцию проекта и направили его для получения отзыва в правительство. Они рассчитывают, что чиновники выскажут свою позицию до конца февраля, а уже в марте законопроект может быть официально внесен на рассмотрение Госдумы.

Разработать свой вариант законопроекта на эту тему планируют также в «Единой России». На прошлой неделе публичный интерес к теме проявили сразу несколько видных представителей партии власти. Среди них первый замруководителя фракции ЕР Андрей Исаев, глава комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов, первый зампред комитета Госдумы по экономполитике Владимир Гутенев и депутат Дмитрий Саблин, известный также как один из лидеров всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство».

Единороссы не называют конкретных сроков подготовки своего законопроекта: кто-то говорит чуть ли не о ближайших месяцах, другие указывают, что эта работа растянется как минимум на год. Так, Шаманов намерен для начала созвать экспертную комиссию и проанализировать уже имеющиеся материалы по этой теме. А Гутенев заявлял о планах собрать межведомственную рабочую группу для разработки проекта.

С заявлениями по вопросу легализации ЧВК выступили и в Совете Федерации. Но, в отличие от депутатов, сенаторы проявляют гораздо меньше энтузиазма и предпочитают пока осторожнее высказываться на эту тему. А некоторые из них, как, например, Франц Клинцевич, и вовсе отказываются от общения с журналистами. Хотя он явно в курсе обсуждаемых инициатив, так как в свое время сам готовил проект закона на эту тему и неформально считается одним из главных лоббистов интересов ЧВК в России.

Между тем, по данным «Росбалта», против принятия закона о ЧВК выступают в ФСБ, большие риски также видят и в Минобороны. Что касается позиции Кремля по этому вопросу, то таковой у него нет, как ранее заявлял пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Один из авторов нового «эсеровского» варианта закона о ЧВК, депутат Госдумы Михаил Емельянов, в беседе с корреспондентом «Росбалта» также признался, что его проект не был согласован с представителями силовых ведомств. Хотя в его разработке активное участие все же принимали несколько бывших сотрудников Минобороны, рассказал депутат. С высокой долей вероятности Емельянов допускает, что законопроект «эсеров» не встретит поддержки в правительстве. «Но потом может оказаться, что наш хоть и отклонят, а примут свой или само правительство внесет свой вариант», — предположил он.

Принятие закона о легализации ЧВК лоббируют ветеранские сообщества, заметил в беседе с «Росбалтом» собеседник, знакомый с ситуацией. Известно, что сейчас в России насчитывается более пяти миллионов отставников из числа бывших военнослужащих (при общей численности регулярной армии в 1,2 млн человек). После увольнения из армии люди часто оказываются неустроенными в жизни, поэтому возможность продолжения службы в легальных ЧВК позволила бы решить, в том числе, многие социальные проблемы. Однако есть и другие заинтересованные лица, которым принятие закона принесет выгоду и позволит выйти на международный рынок, заключив, например, контракты с российскими компаниями, работающими за рубежом.

Так что в ближайшие время на Охотном ряду, судя по всему, развернется непубличная борьба между теми, кто отстаивает интересы частных структур, и противниками принятия закона из числа силовиков.

Люди в погонах выступают против легализации ЧВК хотя бы потому, что не заинтересованы в разрушении монополии государства на применение силы и возникновении неких параллельных «частных армий», обладающих боевым оружием. К тому же нынешнее положение дел, когда ЧВК работают в «серой» зоне, бывает выгодно и по политическим соображениям, особенно при проведении военных операций за рубежом, как, например, сейчас в Сирии.

«В России главное назначение ЧВК — обеспечивать проведение наземных операций под лозунгом „Ихтамнет“ и идти в первой линии с голой грудью на пулеметы и артиллерийские орудия. И тем самым дать свободу Кремлю для маневра, чтобы при необходимости можно было сказать: „А мы тут причем? Наших военнослужащие там нет!“, — описывает суть происходящего бывший депутат Госдумы Виктор Алкснис. Он напомнил, что в самом начале сирийской кампании было публично обещано, что „российского участия в наземных операциях не будет и это абсолютно исключено“. И тогда, по его словам, „придумали ход с ЧВК, ‚которыхунаснет‘.

По данным Алксниса, ряды ‚солдат удачи‘ ежегодно пополняют до тысячи россиян. При этом, в отличие от военнослужащих, у этих людей нет никаких социальных гарантий, зато есть перспектива подпасть под уголовную статью о наемничестве. Кстати, ‚эсеры‘ в своем законопроекте о легализации ЧВК предлагают эту статью в Уголовном кодекса все же сохранить.

Елена Земскова

Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник: rosbalt.ru

spacer

Оставить комментарий