Шпион во власти? — Росбалт

Александра Воробьева — помощника полномочного представителя президента Владимира Путина в Уральском федеральном округе, члена Совета безопасности РФ Николая Цуканова — подозревают в государственной измене.

Сотрудники ФСБ схватили его накануне и объявили об этом утром как о задержании «гражданина РФ Александра Воробьева». Лишь спустя несколько часов на заседании Лефортовского райсуда Москвы, где было озвучено решение о мере пресечения, из ответа человека в маске стало известно, что подследственный — именно помощник полпреда. Чиновник был арестован.

Заседание суда проходило в закрытом режиме, поэтому общественности неизвестна версия обвинения. Для дел о госизмене в России это стандартный порядок.

Алексей Кондауров, генерал-майор КГБ в отставке, депутат Госдумы IV созыва: 

«Полпред — это чиновник очень высокого ранга, он может быть допущен к чувствительным секретам, у него допуск самого высокого порядка. Он может получать разного рода „грифованные“ документы, может и сам их писать — например, по внутриполитическим ситуациям в регионах. Кроме того, на его территории могут находиться „закрытые“ предприятия и т. д. 

Помощники полпреда могут иметь доступ к такого рода документам. И если помощник действительно был кем-то завербован, то вполне допускаю, что он мог этой информацией делиться с вербовщиками».

Источники СМИ сообщают, что у Воробьева был найден паспорт гражданина Польши, а также специальная записывающая аппаратура. Из связей с Польшей, о которых знают журналисты, — полученный Воробьевым грант на обучение в «Национальной школе госуправления» в Варшаве.

Геннадий Гудков, полковник запаса ФСБ, депутат Госдумы III—VI созывов: 

«Любой губернатор и полпред имеют доступ к госсекретам. Они проводят совещания и по оборонному комплексу, и по вооружению, и по проблемам, связанным с защитой секретных данных. Поэтому, вне всякого сомнения, помощник полпреда или губернатора имеет возможность собирать секретные сведения.

Я сильно сомневаюсь, что обвинение в шпионаже может использоваться во внутриклановых разборках. Это слишком сложно. Намного проще было бы решать такие вопросы через обвинения в превышении должностных полномочий, коррупции, каком-то коммерческом лоббизме».

Россия граничит с Польшей в Калининградской области, и именно там родился, вырос, а потом и сделал отличную политическую карьеру Воробьев. Рос он — по случайному совпадению — в городке Гусев вместе с будущим губернатором региона Николаем Цукановым. Там же Воробьев окончил сельхозтехникум и, еще будучи студентом, занял пост ведущего специалиста в управлении Федеральной регистрационной службы по области. Тянулся к знаниям и окончил юрфак Московского психолого-социального института. В 2005 году, сразу после выпуска, стал начальником правового управления администрации родного города. А главой Гусева тогда был как раз Цуканов.

В 2008-м Воробьев возглавил, а затем два года руководил частной компанией «Агентство по развитию территорий», реализующей проект «Технополис Гусев», который, как уже должно быть понятно, пользовался особой поддержкой Николая Цуканова. Был учредителем Фонда благоустройства и развития Гусева, а с 2010 года — ровно когда Цуканов стал губернатором Калининградской области — вошел в правительство региона и занял должность его полпреда в органах судебной власти. Воробьева стали называть «юристом Цуканова», а в маргинальных источниках — даже «решалой».

Илья Шуманов, заместитель гендиректора «Трансперенси Интернешнл — Россия»: 

«По сути, Воробьев был доверенным лицом Николая Цуканова на протяжении последних 20 лет, если не больше. Он следовал с ним по всей его карьерной лестнице — начиная с главы Гусевского муниципалитета до должности полпреда. Гусевский муниципалитет находится в приграничном районе, вблизи Литвы и Польши. Я думаю, что зоны „экономического интереса“ могли быть каким-то образом задействованы.

Фактически Воробьев выполнял функцию личного помощника, доверенного лица Цуканова, исполнял поручения не только самого Цуканова, но и его семьи. Коллеги из калининградской журналистики фиксировали несколько случаев, когда Воробьев представлял интересы Николая Цуканова в судах, которые не были связаны с рабочими моментами. И Цуканов никогда не скрывал, что Воробьев достаточно близок к нему. Мне кажется, что какие-то последствия будут и у Цуканова после этого задержания и уголовного дела. „Круги по воде“ мы обязательно увидим».

В 2015-м Воробьев возглавил Агентство по имуществу Калининградской области. В июле следующего года его покровитель был досрочно отправлен в отставку и назначен полпредом в Северо-Западном Федеральном округе. А управлять регионом на его место пришел Евгений Зиничев, ранее возглавлявший областное управление ФСБ. Теперь, с учетом шпионского скандала, можно задуматься, почему Зиничев пробыл главой Калининградской области совсем недолго — около двух месяцев. Может быть, он разгребал дела предшественника? Ходили слухи, что Зиничев не сошелся с бывшей супругой президента, но в свете новой информации можно было бы рассмотреть и другие версии.

В 2017 году Цуканов забрал Воробьева обратно в свою команду — назначив его в Карелию на должность федерального инспектора. Тогда же Воробьев защитил в Балтийском федуниверситете диссертацию о взятках. А потом уехал вслед за Цукановым в УРФО и в июле 2018-го вновь занял должность его помощника.

Воробьев является действительным государственным советником РФ третьего класса, в прошлом году получил благодарственное письмо от Владимира Путина.

Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений, кандидат политических наук: 

«Это не тот случай, когда обвиняют в шпионаже какого-то ученого, который получил иностранный грант или съездил в командировку за границу. Если обвиняют чиновника, достаточно высокопоставленного, это значит две вещи. Во-первых, что действительно была проблема. Этого не случилось бы просто из-за каких-то внутренних разборок. Это слишком серьезная дискредитация власти как таковой. И во-вторых, понятно, что задержание кто-то должен был санкционировать. Независимо от того, был этот чиновник шпионом или нет, — подозреваю, что основания для ареста были.

Если шпионами оказываются люди в таком высоком ранге — это, безусловно, дискредитация власти. Свидетельство того, что у нас в стране в госаппарате можно купить что угодно. Власть в России и так предельно дискредитирована. Но эта дискредитация, которая и так является фактом общественного мнения, постоянно получает новые доказательства и подтверждения. И в этом смысле, конечно, ситуация для власти плохая».

Калининградским СМИ Воробьев известен конфликтами с местными элитами и коррупционными скандалами. Например, резонанс в Калининграде вызвал инцидент с переоформлением дома губернатора Цуканова в Ивашкино. По факту был конфликт интересов, поскольку Воробьев выступал в сделке частным юристом, но в правительстве заявили, что он этим занимался в «личное свободное время».

В ноябре 2015 года, когда Воробьев сидел в кресле главы регионального агентства по имуществу, без торгов и по льготной цене была продана дорогая земля на первой линии у моря в Зеленоградске. Кроме этого, при строительстве Северного обхода в Калининграде Агентство по имуществу передало брату друга Цуканова без торгов участок стоимостью до 100 млн руб. Позднее сделка была признана незаконной.

Соломон Гинзбург, президент фонда «Региональная стратегия», член общественной палаты Калининградской области: 

«Я нисколько не удивлен новостями. Я удивлен, насколько беспринципно, бездарно проводится высокая кадровая политика администрацией президента на федеральном уровне, если такие люди как Николай Цуканов делают карьеру на столь высоких постах после того, как они лишились должности губернатора. Цуканов тут же начал перетаскивать всю свою команду, в том числе Воробьева, сначала в Петербург, а потом — на Урал.

Были достаточно мутные дела, связанные с тем, что Александр Воробьев, будучи главой правового управления, обслуживал интересы не только областного правительства, но и личные дела Цуканова. В частности, решал вопросы, связанные с его имуществом, с переводом жилых помещений в нежилые. Была серия скандалов, и когда он был представителем в судах вокруг коммерческих структур, неугодных Цуканову, и когда он был главой агентства по имуществу в Калининградской области, и т. д.

Я вообще не очень понимаю, зачем в наших условиях — когда все губернаторы подконтрольны администрации президента — первому лицу государства нужны полпредства. Это пятое колесо в телеге российской государственности. Эти институты не нужны. Это синекура. Поэтому, видимо, у людей много свободного времени и есть желание подработать на стороне».

Похоже, Александр Воробьев определенно мог стать объектом интереса правоохранительных органов. А что в этом процессе выяснилось — узнаем. Или нет.

Источник: rosbalt.ru

spacer

Оставить комментарий