Выборы: курс на департизацию и персонализацию — Росбалт

Все обещания ослабить «муниципальный фильтр» по большей части так и остались на словах.

До очередного Единого дня голосования, который пройдет в России 8 сентября, осталось всего два месяца. Напомним, что в этот день состоятся прямые выборы 14 глав регионов (плюс к этому двух губернаторов изберут депутаты региональных заксобраний), а также выборы депутатов 13 законодательных собраний субъектов Федерации, довыборы четырех депутатов Госдумы и целый ряд муниципальных электоральных кампаний. В связи с этим фонд «Либеральная миссия» провел первый в новом политическом сезоне мониторинг подготовки к региональным и муниципальным выборам.

Авторы доклада Александр Кынев, Аркадий Любарев и Андрей Максимов с самого начала отмечают, что за год, прошедший после предыдущей кампании, в России произошли существенные изменения электоральной политики. Эти изменения, считают они, связаны «с итогами региональных и местных выборов 9 сентября 2018 года и существенным ростом протестного голосования» на них. В первую очередь, по их мнению, «речь идет о дальнейшем системном ослаблении роли в избирательных кампаниях политических партий через явное сокращение применения на выборах пропорциональной избирательной системы».

Однако, как напоминают аналитики, и на выборах, проходящих по мажоритарной системе «результаты провластных кандидатов также сокращаются», что показали те же прошлогодние выборы.

В то же время «институциональное ослабление партий», к которому прибегает сейчас власть, неизбежно приведет к ряду неприятных для нее последствий. В частности, отмечают эксперты, «избранные по мажоритарной системе депутаты, очевидно, более независимы от политических партий, так как сильнее связаны с интересами элит и избирателей самих данных округов. Это будет означать усиление влияния на депутатский корпус локальных элит… и может существенно усложнить координацию и согласование решений внутри депутатского корпуса, сделать его более фрагментарным».

В докладе также отмечается, что «политтехнологически обусловленное публичное дистанцирование ряда кандидатов как на губернаторских выборах, так и на выборах представительных органов от партии власти дополнительно будет влиять на ослабление организационной структуры и внутренней идентичности самой «Единой России».

По-прежнему одной из основных проблем российских выборов остается так называемый «муниципальный фильтр». Фактически он непреодолим для кандидатов, которые по тем или иным причинам неугодны власти. Напомним, что для тех, кто идет на выборы как самовыдвиженец, установлен барьер, который предполагает сбор подписей муниципальных депутатов. Чтобы его пройти, необходимо собрать от 5% до 10% подписей местных депутатов, абсолютное большинство которых на данный момент представляют партию власти.

Кроме того, «в числе этих подписей должен быть определенный процент от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, а также избранных на выборах глав муниципальных районов и городских округов (от 5% до 10%);… при этом кандидат должен получить подписи последних не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов региона».

«Единая Россия» и администрация президента РФ согласились снизить размер муниципального фильтра до 5% для общего числа подписей и до 7% для муниципальных образований верхнего уровня или внутригородских муниципальных образований, однако формально не закрепили это и без того незначительное снижение в федеральном законе, спустив право принимать такое решение на уровень региональных властей.

На деле даже после обращения председателя ЦИК России Эллы Памфиловой к руководителям 16 регионов, где в сентябре должны пройти выборы глав этих субъектов федерации, муниципальный фильтр был снижен только в Липецкой области —да и то не до пяти, а всего до шести процентов.

В разделе, посвященном избирательным фондам кандидатов, авторы доклада обращают внимание на то, что здесь заметен очень большой разброс в зависимости от региона. Отдельно они отмечают, что для Санкт-Петербурга этот фонд увеличен на порядок, а то и на два порядка: «Для муниципальных выборов в Санкт-Петербурге коррективы по избирательным фондам кандидатов были утверждены 23 мая 2019 года….. В соответствии с ними «потолок» избирательного фонда кандидата был увеличен с 20 тысяч до 1 млн рублей. Сумма максимального добровольного взноса гражданина в избирательный фонд кандидата увеличена с 3 до 50 тысяч рублей. Максимальное пожертвование юридического лица увеличилось с 7 до 100 тысяч рублей, а максимальную сумму вносимых в избирательный фонд собственных средств кандидата или средств партии предполагалось ограничить 500 тысячами рублей. Раньше эта сумма составляла 10 тысяч рублей… Но в конечном итоге максимальная сумма средств партии была повышена до 1 млн рублей, а максимальная сумма средств кандидата — до 500 тысяч рублей».

В остальном предстоящие 8 сентября региональные и муниципальные выборы пройдут по прежним правилам. Графа «против всех» в избирательных бюллетенях сохраняется только в двух регионах — Красноярском крае и Калужской области. От сбора подписей избирателей, как и раньше, освобождены только представители четырех парламентских партий — «Единой России», КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР, а также на региональном уровне партий, допущенных к распределению мандатов или получивших не менее трех процентов голосов избирателей на последних выборах в соответствующий региональный парламент.

В любом случае, как правило, общее число партий-льготников, освобожденных от сбора подписей, не превышает 5-7. Помимо партий думской четверки, это обычно «Патриоты России», «Коммунисты России», реже — «Гражданская платформа» или Партия пенсионеров.

Основной предварительный прогноз авторов доклада вероятно надо свести к тому, что в предстоящую избирательную кампанию «департизация и персонализация выборов будут усиливаться». Усилятся ли при голосовании протестные тенденции — будет ясно уже ближе к дате голосования.

Александр Желенин

Источник: rosbalt.ru

spacer

Оставить комментарий