УДО для узников китовой тюрьмы — Росбалт

Если выпустят всех животных, это будет беспрецедентный акт, символический для всего мира.

История с сотней косаток и белух, в том числе детенышей, оказавшихся в «китовой тюрьме» в Приморье, взбудоражила не только экологическую общественность в России, но и многих общественников за рубежом. После скандала, когда выяснилось, что 12 косаток и 90 белух были пойманы для экспорта за рубеж с нарушением закона, к решению вопроса подключились государственные органы.

В этой истории для животных все выглядит обнадеживающее: вмешался даже президент, и специалисты после реабилитации обещают выпустить невольников обратно в природу. В Приморье по приглашению властей едет известный исследователь и защитник окружающей среды Жан-Мишель Кусто: он будет участвовать в спасении млекопитающих.

Однако российские экозащитники говорят, что не все в этой истории закончится благополучно. Кроме того, подобные истории с незаконной добычей морских млекопитающих могут повторяться вновь и вновь.

Зоолог, представитель группы «Помощь дельфинам Черного моря» Владимир Латка опасается, что процесс возвращения косаток и белух в их родную среду может быть затянут. «Каждый день, который животные проводят в неволе, наносит им ущерб. Они утрачивают те природные способности, которые у них были, и не приобретают новые, которые им необходимы. Если мы хотим, чтобы реабилитация прошла успешно, ее надо провести в течение этих весны-лета. Животных, которые больны, можно выпустить осенью. Но ни в коем случае никто не должен оставаться на зиму. Чем больше лет они проведут в неволе, тем меньше у них будет шансов войти обратно в природную популяцию. Сейчас родители, братья и сестры отловленных детенышей еще легко примут их обратно в свои природные семьи. Но в следующем году у родителей будут новые малыши, и они не вспомнят этих детишек», — сказал зоолог.

У экозащитника вызывает опасение и то обстоятельство, что судьбой животных заняты институт ВНИРО и его филиал ТИНРО. «Эти организации долгие годы работали с „индустрией неволи“ и ждать от них серьезных и планомерных усилий по выпуску животных на волю не приходится», — заметил он.

Владимир Латка уверен, что, если в России выпустят всех пойманных животных, это будет беспрецедентный акт, который станет символическим для всего мира. Но пока действия чиновников вызывают обратный эффект. «Руководитель Росрыболовства на совещании с руководителями профильных институтов заявил, что до тех пор, пока не будет ужесточено законодательство, квоты на вылов морских млекопитающих в тихоокеанском бассейне не будут распределяться. Но я еще не видел документа, как это все оформлено — то ли это какое-то постановление, то ли решение руководителя Росрыболовства. Пока законодательно право на отлов остается, общий допустимый улов (ОДУ) остается прежним, и он очень большой», — уточнил Владимир Латка.

Повторения скандальной ситуации не исключила и кандидат биологических наук, научный сотрудник Института океанологии РАН Вера Краснова. «Пока не сформулирован закон по отловам, пока на юридическом уровне не приняты соответствующие меры, то, думаю, такие истории будут повторяться. Сейчас четко не прописано — ни каких животных нельзя отлавливать, ни какие специалисты должны присутствовать при отловах. Очевидно, что при отловах должен присутствовать именно специалист по морским млекопитающим, чтобы контролировать — кого отлавливают, в каком возрасте и т. д.», — подчеркнула Краснова.

Представительница сообщества защитников природы Native Russian Наталья Макеева отметила, что история с приморской «тюрьмой» стала резонансной только из-за большого количества животных. Но мимо взгляда общества проходят другие подобные случаи. «Эта проблема очень заметна на Черном море — в Крыму и Краснодарском крае. Здесь браконьеры ловят дельфинов — краснокнижных афалин. Суммарное число животных, которых браконьеры добывают на Черном море для дельфинариев, превышает то количество, которое сейчас содержится в приморской бухте Средняя. Но за крупными случаями глаз не видит всей ситуации», — рассказала экозащитница.

По словам Натальи Макеевой, судебные тяжбы затягивают процесс освобождения животных, которых удается вырвать из лап злоумышленников. Например, еще в 2017 году пограничники конфисковали у владельцев Сакского дельфинария двух афалин: Диану и Шилку. Животные содержались владельцами в ужасных условиях — на 40-градусной жаре в мелком бассейне. После вмешательства общественности прошли суды и животные юридически «обрели свободу». Однако и спустя два года дельфины находятся на ответственном хранении в Евпаторийском дельфинарии. Чиновники Росприроднадзора не торопятся передавать животных природному заповеднику.

По мнению Натальи Макеевой, на базе Карадагского природного заповедника можно создать центр реабилитации дельфинов-невольников. Но на это нужна воля государства, а оно у нас неповоротливое.

Директор института социально-политических технологий и коммуникаций ТОГУ, доктор политических наук Илдус Ярулин полагает, что вся история нанесла серьезный урон по имиджу страны, но вряд ли кого-то за нее накажут. «Это очередной темный мазок на репутации страны. Экологическое движение в мире очень развито и на такие вещи обращают внимание. Пока нам об этом всерьез не говорят, но, боюсь, что в какой-то момент это может выплыть и нам могут историю с „китовой тюрьмой“ припомнить», — отметил политолог.

Пострадавшим в истории с приморскими млекопитающими может оказаться губернатор края Олег Кожемяко, но и то — не сразу. «Отвечать за такие вещи у нас не принято. Однако репутации Олега Кожемяко не то чтобы нанесен сильный урон, но все-таки на нем отозвалось: получилось, что губернатор не смог справиться с проблемой на месте, и потребовалось вмешательство, распоряжение президента. Это немного добавит в копилку негатива, который начинает собираться вокруг Кожемяко», — заметил Илдус Ярулин.

После резонанса с «китовой тюрьмой» все заохали и заахали: да как же так, чтобы у нас, да вдруг такое… Но в реальности ни формальных юридических, ни реальных практических мер к пресечению браконьерства не принимается, а виновники не наказываются. Это приводит к тому, что проблема будет всплывать вновь и вновь, вырастая в масштабах.

Дмитрий Ремизов

Источник: rosbalt.ru

spacer

Оставить комментарий